Несмотря на то, что европейская культура более 200 лет оказывала активное влияние на народы Африки, они до сих пор полны такими суевериями, от которых просто диву даешься. Значительная часть населения Гвинеи-Конакри исповедует ислам, некоторая, не очень значительная, христианство. В первую очередь католицизм. Есть ли тут церкви ортодоксальные или лютеранские не знаю. Надо будет как нибудь проверить. И хотя те, кто считает себя мусульманином, исправно посещают мечети, истово молятся даже и не в мечети, могут «задвигать» тебе разные речи о том, что и когда заповедал Пророк, в то же время вера в разного рода духов, лесных богов и дьявола в них сидит так крепко, что в критических ситуациях почти всегда берет верх над официальной религией.
Вуду здесь нет, ну, или по крайней мере оно не очень распространено. Больше это в Бенине, Конго. Но свои колдуны есть практически в каждой деревне. В обычное время они занимаются врачеванием плоти, но в нужный момент могут запросто заняться и душой. Колдунов здесь называют «Марабу». Говорят, они очень сильны в напускании порчи на человека. И избавиться от этой порчи можно только обратившись за помощью к другому «Марабу».
Когда я только приехал меня сразу же предупреждали благожелатели о том, что не нужно слишком активно мешать кому-то воровать, лениться и так далее. Нарушать трудовую дисциплину проще говоря. Так как недовольные могут обратиться к «Марабу» и тогда мало мне не покажется. Но я к таким разговорам был уже готов – два года службы на Гаити кое какой опыт в этой сфере заложили. Поэтому на все такие разговоры во всеуслышание доводил до сведения окружающих, что, перед тем как ехать в Гвинею, я обратился к самому сильному колдуну у нас, который наложил на меня зеркальное заклятие. Это значит, что любое заклятие, которое будет в мой адрес от местных колдунов направляться, будет от меня отражаться и возвращаться к тому, кто его наколдовал и кто его заказал. Причем в тройном размере. Услышавшие это уходили от меня в задумчивости и более таких разговоров не заводили.
Я не буду утверждать, что все это африканское колдовство бред сивой кобылы. Не знаю бред или не бред. Но ведь высоколобые ученые что-то говорят о неких психофизических воздействиях на человека. Тот же гипноз, например. Никто толком не знает есть телепатия или это фокусы. Ну а раз не знаем, значит не будем утверждать. Пусть ученые изучат и потом будем посмотреть.
Есть у нас работник из местных, который очень много делает для Компании – разрешает спорные ситуации, возникающие между Компанией и общинами и т.д. А конфликтов таких возникает очень много, так как местные очень сильно хотят много чего поиметь с Компании просто по беспределу. Естественно, что врагов у него не меньше, чем у Ленина было в 20-х годах. Поэтому периодически его сваливает какая нибудь болезнь, в результате чего он может до недели просто пластом лежать. Говорит, что опять наворожили против него. А с другой стороны, здесь же никакого понятия о санитарии нет. Это мы говорим только, что они, негры в смысле, здоровые как кони, потому что естественный отбор, слабые умирают в детстве, а сильные выживают и все такое прочее. И они действительно выносливые, мускулистые. Это если снаружи посмотреть. Но ведь те болячки, которыми они переболели, они же никуда не делись. Их просто заглушил на время сильный организм. Та же малярия – это же пожизненно! А сколько их переболело гепатитом! А всякие желудочно-кишечные заболевания. У них же у каждого в брюхе черви есть. Просто у кого-то больше, у кого-то меньше. Даже они, эти выжившие в результате естественного отбора, периодически сваливаются с копыт после того, как пожрут что ни будь купленное на рынке! И никто же толком их не обследует. Лечатся народными средствами. Чего? От чего? Никто не знает. Так что может это колдовство, а может просто съел чего. Но все равно, хотя я человек советской эпохи, когда над всеми этими колдунами и ворожеями принято было смеяться, когда заходит речь о колдовстве, что-то холодное царапается внутри. Неприятное.
И вот, на прошлой неделе, сижу я у себя в бюро, думу думаю. Как вдруг приходит ко мне менеджер по связям с общинами с докладом о проделанной за вчера работе.
- Я, говорит, - шеф, вчера принимал участие в собрании, на котором обсуждали вопросы как быть с резиденциями дьявола. Я уже почти год здесь, но от удивления чуть не забыл как дышать.
- Чего-чего вы обсуждали? – спрашиваю.
- Вопрос по резиденциям дьявола, - говорит.
Выяснилось следующее. Каждая деревня имеет какую-то определенную территорию, которая считается заселенной духами. Не теми, которыми женщины мажутся, а теми, которые потусторонние. Это некие таинственные существа, или про них следует говорить - сущности, обладающие определенной волшебной силой. Кроме того, там же могут проживать и души умерших людей, хотя вроде бы они должны обитать на небесах. Духи эти иногда могут сердиться. Ни с того ни с сего вдруг как осерчают, и тогда жителям приходится плохо – болеют тяжело, иногда помирают. А иногда духи сердятся не с проста, а потому что их кто-то рассердил. Тогда духам нужно приносить жертву. Рассердить же духов можно по-разному. Забрел случайно на их территорию – уже есть повод им на тебя осерчать. Рубил деревья поблизости, много шума произвел – опять же нехорошо. А то может траву жег и дымом в ту сторону потянуло, а духам дым неприятным показался. Или коровки забрели и накакали на духову территорию, тогда вообще беда! Короче, как оказалось, духи очень капризные существа. А в последнее время духи очень сильно сердятся на то, что белые люди постоянно скребут землю, ковыряют ее, все чего- то ищут, и опять же духам это неприятно. И вот чтобы духи не вредили людям было принято при губернаторе провести совещание, на котором и порешить как и чего делать, чтобы духи не обижались.
В совещании, кроме моего менеджера, участие принимали два советника супрефектуры по взаимодействию с общинами и представители общин. Во-первых, была составлена таблица с указанием местонахождения резиденции духов – с географическими координатами.
Не хухры мухры, а все по науке. Во-вторых, было указано до какой степени эти духи могут быть вредными. В-третьих, было отмечено насколько эти духи коммуникабельны и какие меры необходимы для того, чтобы это место посетить или находиться вблизи в относительной безопасности. Так одни духи, например, были довольно покладистыми и посещать их территорию можно запросто, только не безобразничать. Но таких меньшинство. Основная часть духов довольно капризные и приближаться к их местам обитания можно лишь после совершения каких-то ритуальных обрядов. Об обрядах расскажу в следующий раз.
Вот такие вот проблемы иногда обсуждаются на совещаниях при губернаторе. Четыре часа, кстати, длилось совещание. Не то, что в России все о канализации да ржавой воде, или об асфальте, который со снегом вместе убежал. Тут асфальта не так много, воды мало, даже ржавой, а уж о канализации вообще можно не упоминать. Зато дьявол он всегда тут, рядом, и ежели да вдруг чуть что не так…
Что думаете по этому поводу? Пишите.