Найти в Дзене

ОТ «СОКОЛА» ДО НАШИХ ДНЕЙ ХРАНИМ МЫ В ПАМЯТИ СВОЕЙ

Не первый десяток лет занимаясь музыкой, я часто слышу расхожую фразу «зарождение рок-музыки в России связано с 1960-ми годами, когда в Советском Союзе начало распространяться влияние западной культуры». Формально, с точки зрения музыковедов, это так, но на практике русский рок с первого дня был и остаётся отдельным, независимым островом в океане мировой культуры. Даже не в 60-е, а в конце пятидесятых, начиная с шумного Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в 1957 году, по всей стране стали сколачиваться первые бит-группы, которые перепевали песни Beatles, Rolling Stones, Beach Boys, попозже – Джимми Хендрикса. Бит-музыка предвосхитила рок, она сочетала в себе элементы рок-н-ролла, ритм-н-блюза и соула. Лабали они исключительно на танцплощадках, в студенческих кафе и домах культуры. Никто их не запрещал, только следили за тем, чтобы их деятельность не стала незаконной наживой. Гонорары, как и зарплаты? определяло государство. Кстати, о «запретах и гонениях» того времени многим сего

Не первый десяток лет занимаясь музыкой, я часто слышу расхожую фразу «зарождение рок-музыки в России связано с 1960-ми годами, когда в Советском Союзе начало распространяться влияние западной культуры». Формально, с точки зрения музыковедов, это так, но на практике русский рок с первого дня был и остаётся отдельным, независимым островом в океане мировой культуры.

Даже не в 60-е, а в конце пятидесятых, начиная с шумного Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в 1957 году, по всей стране стали сколачиваться первые бит-группы, которые перепевали песни Beatles, Rolling Stones, Beach Boys, попозже – Джимми Хендрикса. Бит-музыка предвосхитила рок, она сочетала в себе элементы рок-н-ролла, ритм-н-блюза и соула. Лабали они исключительно на танцплощадках, в студенческих кафе и домах культуры. Никто их не запрещал, только следили за тем, чтобы их деятельность не стала незаконной наживой. Гонорары, как и зарплаты? определяло государство. Кстати, о «запретах и гонениях» того времени многим сегодняшним летписцам следовало бы писать хотя бы ознакомившись с интересным, а главное, документальным фактом.

В 1967 году в Москве был создан бит-клуб, в котором эти группы регистрировались, и, по спискам этого самого московского бит-клуба, групп, работавших в этом направлении, к 1969 году было более четырёхсот: «Волосатые стекла», «Закат солнца вручную», «Русско-турецкая война» и так далее. Конечно, играли, снимая на слух музыку зарубежных коллег, но при этом всё-таки стали эпиграфом истории русского рока.

А история началась с оригинального текста и музыки композиции «Где тот край» московской группы «Сокол». Юрий Ермаков и Игорь Гончарук задали тон, совсем непривычный в тот год для публики. Тон именно русской рок-поэзии и рок-музыки. Их практически соседи по репетиционной базе, группа «Интеграл», Бари Алибасов и Михаил Арапов шарахнули композицию «Весенний дождь», которая сразу стала хитом.

Дальше понеслось. Всю историю в деталях давно и круто описали и историки, и музыковеды, и те, кто просто решил на волне перемен в стране в конце ХХ века заработать на статьях и тиражах. Информации валом – сами разбирайтесь. Советую лишь, если действительно к року относитесь не как к фону, а явлению, начинать с первоисточников, таких, как, например, первое отечественное издание, посвященное рок-н-роллу, – самиздатовский журнал «Бит-Эхо». В эпоху Интернета найти не сложно.

Я о другом. В отечественной рок-музыке в первую очередь присутствует то, что всегда отличало и будет отличать её от большинства зарубежных групп. Мы не просто музыкальный жанр, а явление, имеющее сегодня огромное влияние на российскую культуру. Рок в России помогает всем поколениям выразить чувства и мысли, которые трудно передать словами. На моих концертах те, кто всё пытается очертить правилами всякого маркетинга и прочей лабуды, часто задают вопрос: «Валерий, кто Ваша целевая аудитория?» А в зале и подростки, и зрители, мне в родители годящиеся.

В рок-музыке целевая аудитория – не возраст, а отношение человека к музыке. Сегодняшние подростки слушают то, что слушали их родители, и открывают своё, новое, не похожее на вчерашнее, но связанное одним – настоящей музыкой которой живёшь, а не «исполняешь». Если этот закон соблюдается, то фразу «рок-н-ролл мертв, а я ещё нет» стоило бы с уважением оставить на странице вчерашней. Рок – это голос времени. А сегодня разве мёртвый голос нужен?

Тем более, что с первого аккорда знакомой композиции наша публика не подпевает артистам на сцене, а поёт от себя.