Короткую, но яркую, как вспышка сверхновой, историю группы Кино можно условно разделить на четыре периода:
Начальный. Группа только формируется, музыканты приходят и уходят, стабильного состава и четкого музыкального вектора еще нет.
Группа с Титовым. Состав устаканился, группа делает альтернативную, романтичную и мажорную музыку.
Группа с Тихомировым. Уклон в пост-панк с элементами готик-рока, закат группы.
Возрождение группы Александром Цоем с 2020-го.
Сегодня хочу немного поговорить о последних трех, вернее, о басистах, и попробовать их сравнить.
Александр Валентинович Титов пришел в Кино из Аквариума. Правильнее, наверное, сказать "забежал", потому что Аквариум он не бросал. Так совпало, что на тот момент Александр перешел на безладовый бас и на альбомах "Это не любовь" и "Ночь" мы слышим его Ibanez Musician active fretless 4 string. Партии Титова на этих альбомах певучие, мелодичные, удивительные по своей красоте. Думаю, вполне справедливо будет сказать, что они в каком-то смысле и определили звучание пластинок. И если "Ночь" уже начинает заполняться той самой нуарностью, которая достигнет своего апогея на "Черном", то "Это не любовь" - светлая, солнечная и радостная. Титов с другими участниками группы сумел создать романтические городские картины благодаря мажорному "пению" своего баса. Но даже и минор у него светлый и полный надежды. К сожалению, совмещать работу в двух группах Александр не смог. Незадолго после записи двух прекрасных альбомов Александр решил уйти. И, похоже, ушел туда, где мог раскрыться больше. Аквариум недостатка в басистах никогда не испытывал, а Кино было проектом молодым и перспективным. Немного жаль, что он не остался тогда с Кино. С уходом Титова в творчестве группы закончилась целая мелодичная эпоха, когда бас пел наравне с вокалистом и порой делил первенство с гитарой.
Игорь Рувимович Тихомиров занял место Титова, якобы, из-за владения безладом, что вполне понятно. Но арт-прог-джаз-роковый басист Тихомиров, хотя и умел в безлад, вторым Титовым для группы не стал. Возможно, к лучшему, потому что музыка Кино не поменялась бы так кардинально и группа не стала бы той самой, которую полюбили миллионы фанатов. Говорят, барабанщику Кино Гурьянову пришлось с Игорем тяжело: нужно было раз за разом объяснять, как должны звучать его партии. Видимо, устав от этого, группа решила сменить вектор в сторону эстетики пост-панка и готик-рока. К тому же оказалось, что Тихомиров неплохо так двигается на сцене, что добавило элемент шоу в живые выступления коллектива. Игорь прибыл в Кино из группы Джунгли, которую, как Титов Аквариум, не бросал до отъезда их лидера в Штаты в 1991-м. Судя по всему, Джунгли из-за сложности музыкального материала не были особенно популярны, поэтому и работа Игоря в Кино ни гастролям, ни выступлениям не мешала. Тихомиров фанат Fender, поэтому при жизни Цоя пользовался в коллективе в основном своим Jazz Bass Special. Партии Игоря подчеркнуто минималистичны, сухи, что все-таки странно, учитывая его джаз-роковые корни, но всегда уместны. Кто знает, возможно, смерть лидера Кино помешала Тихомирову раскрыться.
Титов и Тихомиров нынче вместе участвуют в возрожденном Кино. И если Игорь надолго бросал бас-гитару, то Александр этого не делал и это слышно. Титов обогатил некоторые старые добрые песни своими "напевами", доказав, что Каспарян не нужен. Песни от этого только выиграли.
Есть ощущение, что Тихомиров в сравнении с Титовым простоват в плане техники и креативности. С другой стороны для роботоподобного Густава и выбранного стиля Игорь был прекрасным дополнением. В тихомировском материале Титов слушался бы избыточно. Тихомиров в титовском непредставим. Они оба были к месту каждый в свой период и оба слушаются хорошо в зависимости от настроения. А вы как думаете?