- Какая странная икона! - подумала я.
Поначалу издалека я её не очень разглядела. Она стояла на лавочке и была прислонена к перегородке, отделяющей боковой придел церкви от центрального.
Новая икона, такую я раньше не то что в этом храме, а вообще не видела.
Сначала, издалека, я подумала, что это Богородица с Младенцем, но потом пригляделась и поняла, что в центре на троне Христос. Тогда что же за младенец у него на руках? Что за люди вокруг: дети, взрослые? Обычно в похожем стиле собор святых мучеников изображают, но здесь ни у кого, кроме Христа и ангелов, нет нимбов.
- Ладно, потом как-нибудь спрошу! - решила я и оставила в тот день свои вопросы без ответа.
А через несколько дней младшая дочка поехала вместе с другими детьми из воскресной школы в иконописную мастерскую. И я попросилась с ними. Интересно же!
Беседовала с нами очень приятная, хрупкая и красивая девушка-иконописец по имени Екатерина. Она рассказала, как подготавливают доску-основу иконы, как на основе яичного желтка делают краски, показала нам кисточки разных размеров. Самая большая и широкая кисть была сделана из медвежьего ворса.
Мы замерли, глядя на тонюсенькие пластиночки сусального золота, ведь эти листики тоньше человеческого волоса и их можно легко повредить даже дыханием.
Екатерина рассказала о своём образовании, о том, как она настраивается на написание каждой иконы, испрашивая благословение и молясь Богу и тому святому, над чьей иконой ей предстоит работать.
А потом кто-то спросил, какую самую необычную и особенно запомнившуюся икону Екатерине довелось написать. Она ответила не колеблясь:
"Земля живых" о Беслане! Я писала её для одного из храмов нашего города.
Его настоятель был несколько раз в Беслане и попросил меня сделать копию с фрески из храма Новомучеников и исповедников Российских. Он в этом году еще раз туда ездил и икону на месте освятил.
Сама-то я в Беслане не была, ни в мемориальном комплексе, ни в новой церкви, ни в городе ангелов. Только фотографии видела, по ним и работала!
Плакала и работала! Я ведь тоже девочкой была, когда террористы 1 сентября захватили школу.
Мы тогда все три дня у телевизора сидели, плакали, молились, надеялись... Вся страна.
Екатерина прервала рассказ. У неё, и у нас, сопровождающих родителей, на глаза навернулись слёзы. Мы вкратце рассказали детям о той трагедии, в которой погибло 334 человека (дети, родители, учителя, спасатели).
Потом Екатерина сказала, что икону она уже отдала в храм, но может показать её нам на телефоне.
И тут я удивлённо воскликнула. Это и была та самая икона, над которой я ломала голову.
И всё мне стало понятно.
А потом Екатерина увеличила картинку на экране и, повернув к нам телефон, стала рассказывать:
В центре мы видим Господа на троне и за ним приоткрытые Райские врата. На руках у Спасителя самый маленький из погибших, а по бокам в два ряда стоят погибшие дети, учителя, родители и спасатели. Икона - это образ собирательный. Мы понимаем, что все 334 человека на ней не уместились, но они есть, там дальше, друг за другом. Они все у Господа. И он с ними.
Приглядитесь, лица и причёски людей на иконе похожи на наши с вами лица и прически. Говорят, иконописец, расписывающий фреску, брал за основу настоящие фотографии. Люди, приходившие в храм, узнавали на фреске своих близких...
Екатерина рассказывала очень интересно, а мы после этого поехали в свою церковь и уже по-новому посмотрели на эту икону. У детей возникли вопросы, а мы отвечали. Надо чтобы они знали, надо чтобы мы все помнили...
***
Тем, кому интересно узнать побольше об этой иконе, рекомендую прочитать статью "Земля живых. Эммануил и дети Беслана" Е. А. Виноградовой, искусствоведа, преподавателя Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, преподавателя Иконописной школы при МДАиС, члена Международной ассоциации искусствоведов:
***
Моя статья ждала своего часа несколько месяцев. Сегодня 19-я годовщина. 3 сентября 2004 года состоялся штурм.
Бесланские детки, умучанные новыми иродами, возвращают нас к событию более чем двухтысячелетней давности, когда царь Ирод убил четырнадцать тысяч вифлеемских младенцев в надежде уничтожить младенца Иисуса.
Сегодня день Беслана. Но, вспоминая его "Город ангелов", думаешь и об "Аллее ангелов" в Донбассе и не только. Я смотрю на икону, а изображение расплывается из-за слез. Друг за другом, невидимые нам, стоят эти детки и взрослые, ставшие стеной на пути нечеловеков и их бесовских планов. Господь милостив, он примет и утешит всех погибших. Упокой, Господи, души невинно убиенных, помоги их близким и спаси нас!
________________________________
КАРТА КАНАЛА «Вдохновенный рифмоплёт и прозаик».
Здесь вы можете найти перечень моих публикаций.