Найти тему
Яна Левашова Дизайнер

Полистем журнал "Ателье мод" 1923 года. Первый, он же последний выпуск!

Оглавление

В молодом государстве СССР в 1923 году произошло очень много событий, особенно в Москве. Сейчас 2023 год, везде попадаются новости, присутствуем на событиях, когда отмечаются столетия спортивных клубов, экспериментальных посёлков, музеев и много другого.

Очевидно, что 1923 год для советской страны был очень продуктивным, миновали ужасы войн, революции, более-менее установился курс у власти и планы развития, все были смелыми и свободными. Ещё не сжались тиски репрессий, интеллигенция и научные деятели наконец почувствовали себя нужными, важными для страны, были вознаграждены за труды, поощрялись всяческие инновации. Кого-то эмигрировавшего возвращали, обещая золотые горы и признание, безопасность. А кто-то наоборот, сбегал, предчувствуя, что с новой властью не договорится.

Во всю торговали и оказывали услуги, богатели НЭПманы(буржуазия), еще имелась частная собственность и бизнес. Можно было выезжать за границу, дамы работали, получали образование, учились водить автомобили и курили, могли посещать кафе, рестораны и кино. Хоть в одиночестве, хоть с любым незнакомцем или подругами, даже если были замужем. И никто бы не назвал их бесстыдными.

Свободные нравы ощущались во всех сферах, началась потихоньку антирелигиозная компания, народ ещё больше освобождали от гнёта древних устоев. Регистрацию брака упростили, для этого не требовалась церковь, согласие родителей, стали возможными разводы в один день по желанию любой из сторон без аргументации. Женщины легче вступали в связи, проводились даже агитационные акции за свободные отношения, многие хотели кокетничать, флиртовать, стать привлекательнее.

А что для этого нужно?

Конечно же одежда и образы!

На мой взгляд, вся вот эта ваша мода...подходит в основном горожанкам. Многие как раз и устремились из деревень в города, чтобы полностью изменить жизнь и освободиться от ещё одного рабства - кухонного. Тогда повсеместно вводились столовые-комбинаты, призванные освободить людям время для досуга после работы.

Александра Экстер и Вера Мухина взялись за создание одежды для советских граждан, не смотря на свое прошлое и происхождение.

Требовалась одежда новой эры - без корсетов, не сковывающая движения, не длинная и не слишком тяжёлая, удобная даже для танцев, поскольку у интеллигентной девушки или дамы тех лет день мог начаться и закончится в совершенно неожиданных местах. Танц клубы, парки и рестораны способствовали вечернему и ночному времяпрепровождению.

Не важно, работала ли дама, или была светской львицей, стандарты красоты очень изменились с последних благополучных лет, а были это дореволюционные 1910-1917г.г. Понятно, что в революцию и гражданскую, I Мировую войны, всем не до моды было в основном.

Как только жизнь наладилась, чтобы советские гражданки выглядели современно, открыли то самое Ателье мод и выпустили журнал под тем же названием. Мода и в 1920-х ориентировалась в основном на женщин, мужика, как говорится, попроще нужно одевать или сразу в какую-нибудь форму, пусть работой занимается или служит.

Всё это великолепие с выставки ОДМО в Музее Москвы:

Музей Москвы

В подборке и другие материалы по теме.

Вернемся к журналу. Это его современная копия, которую можно листать и трогать. Оригинал только за стеклом.

-2

Если хочется увеличить картинку, на нее можно нажать. На смартфоне просто прибавляем пальцами, на компе, если так читаете, это сделать не получится.

Я привожу здесь не все страницы, чтобы для тех, кто захочет посетить выставку, осталась интрига. Она работает до 18 июня 2023.

-3

Обложка и первый разворот очень утонченные и эстетичные, заманивающие посетителей.

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10

А вот и оригинал под стеклом:

-11

Судя по виду страниц, их активно листали!

Как ни печально, но ценность журнала так высока, потому что это первый и последний выпуск.

Просуществовало Ателье мод всего лишь пару лет!

Причины просты. Во-первых, оно открылось на основе треста "Москвошвей" как его витрина, но шили там не только массовку, но и частные заказы по законам НЭПа. Фактически, это и было ателье. Модели демонстрировались на показах, их заказывали на инд.пошив. До народа не доходило дело :)

Дореволюционные шикарные ткани шли на платья для жен и фавориток чиновников новой власти, артисток и актрис, певиц. Но достать такие для обычных людей было делом очень сложным. Да и не нужны были крестьянкам и работницам бархатные халаты с кисточками для накидывания на вечерние платья, не требовались сами платья из шёлка с драпировками на тонюсеньких бретелях, расшитые бисером и стеклярусом, кружевные или прозрачные ночные рубашки, которые так любила Лиля Брик. Нужно было что-то попроще и подешевле, однако, массовое производство ни тканей, ни одежды, в стране еще не были налажены.

Запасы шикарных тканей и фурнитуры быстро иссякли, новых пополнений почти не было

И стало понятно, что заложена хорошая основа для художественного моделирования, но нужно разрабатывать более жизненные модели, простые принты для тканей, удобные в повседневности обычных людей фасоны, лёгкие в уходе и долговечные вещи. Шить платья на лето нужно из ситца, бязи, льна, разрабатывать трикотажные модели, а зимние из костюмных тканей, сукна.

Из-за уплотнения многих квартир в городах, создания коммуналок при отсутствии активной массовой застройки и увеличения численности населения, налаживания коллективного быта, одежда должна была отвечать требованиям современности. Ей стало важно быть прочной, выдерживать стирки в прачечных или на рифленой доске вручную, а не требовать хим.чисток и смахивания пылинок личной горничной, одеваться тоже нужно было без ее помощи. Хранить вещи стали частенько в очень стеснённых условиях одного шкафа на семью, а не просторных гардеробных комнатах.

Учитываем ещё, что всё больше женщин в молодом государстве агитировали работать, а не заниматься домом и семьёй, начали в экспериментальном формате создавать первые детские сады, комбинаты питания. Требовались рабочие руки, домохозяйки стали не нужны и не выгодны. Приятнее, когда дети в саду или школе, все 30 на попечении 1-2 дам воспитателей или учителей, остальные 28 матерей на предприятиях, заводах, фабриках, делом заняты, а не каждая по одиночке дома сидит со своим потомством и кашеварит.

Многие дамы ринулись строить карьеру, поняв, что сейчас это возможно. И не будешь всю жизнь сидеть в секретаршах или работницах, можно и до начальства дослужиться, если хочется!

Благодарю за внимание!

Вот такой краткий и яркий период показан в журнале "Ателье мод"! Последний писк моды в прямом смысле! После 1925 года советская мода пошла совершенно другим путём, упрощения, удобства, уравниловки, чтобы не было слишком уж шикарных дам, смущающих коллективы :)

С вами была Яна Левашова - Дизайнер и Блогер.

Ставим лайк и скорее в комментарии!

Как вы думаете, могло ли просуществовать Ателье мод дольше, если бы завозились иностранные элитные ткани, например?

Или оно было обречено в стране рабочих и крестьян?

________________________

О моей работе: https://www.livemaster.ru/yana-levashova

Книга: https://dzen.ru/a/ZDqokovHRBu5llNn?share_to=link

Курсы: https://dzen.ru/b/ZB2oQzb9exN3Rz6k