Каждая эпоха кинематографа славится определённым жанром: в 1930-1940-хх было популярно нуарное и нео-нуарное кино, в 1950-1960-хх - вестерны, полностью пришедшие в упадок спустя несколько лет, в 1970-1980-хх - в основе своей, гангстерское кино. В общем перечислять можно бесконечно. Не забудем ещё и про пеплумы, по типу раннего "Бена-Гура", "Спартака" Стэнли Кубрика, а из нового - "Трои", "Александра" и прочих дорогих представителей "исторического" Голливуда. Однако на смену всему этому в конце нулевых пришла супергероика: фильмы и сериалы по ней снимали и раньше, вот только спросом они никогда не пользовались, собирая в кинотеатральном прокате сущие гроши, а заодно и с этим негодование от самых преданных фанатов бумажных первоисточников. Но 2008 год ознаменовал новую эру блокбастеров: Кристофер Нолан со своим "Тёмным рыцарем" и Кевин Файги с Джоном Фавро вместе с первым "Железным человеком" вывели супергеройский жанр на новый уровень, сломав все старые клише и шаблоны, и доказав, что даже про клоунов в разноцветных детских костюмах можно снимать что-то стильное, оригинальное и неординарное
Проходили годы, даже десятилетия. Каждый новый проект Marvel и DC собирал всё больше денег: апогеем кассовых сборов стали первые "Мстители", собравшие в 2012 году в кинотеатрах аж полтора миллиарда долларов. Да, сейчас эта цифра не выглядит крупной, но тогда с первым супергеройским кроссовером в истории мог посоперничать разве что "Аватар" или "Титаник" Джеймса Кэмерона. Именно с того периода кинокомиксы окончательно взлетели на пик успеха: каждый новый выходящий проект, будь то продолжение "Мстителей", или мелкий сольник про второстепенного персонажа ("Человек-муравей" или "Капитан Марвел", я сейчас о вас говорю) собирали в прокате огромные суммы денег. И даже ленты с крайне негативным сарафаном ("Тор 2", "Бэтмен против Супермена", "Отряд самоубийц", да та же "Капитан Марвел") собирали в кинозалах гору народа. Супергероика была очень востребованной
Но вот - стукнула пандемия коронавируса. В 2020 году кинотеатры массово закрылись на целые полгода, студии и корпораты начали переносить многие дорогие блокбастеры либо на гораздо более поздние даты, либо вообще на собственные стриминговые сервисы ("Чёрная Вдова", все проекты Warner Bros. в 2021 году, "Скуби-Ду!", "Артемис Фаул" и так далее). Именно тогда это коснулось и самой супергероики. Но как именно? Поговорим об этом ниже
Для начала вспомним, что в 2021 году, с полноценным охватом стрим-сервиса Disney+, сильно хайповал первый проект 4 фазы киновселенной Marvel - сериал "Ванда/Вижн". Шоу собрало вокруг своей истории огненный сарафан зрителей, просмотры каждого нового эпизода возрастали с невиданным масштабом: Marvel снова ушли в экспериментальность, совместив привычную всем супергероику и древнюю, казалось бы, "ситкомность". Как видите, в январе 2021-го никто особо не жаловался на усталость от супергеройских проектов. А всё почему? Потому, что стриминг. Спустя полтора года после выхода последнего фильма Marvel в кинотеатрах зрители вновь вкусили историю очередного мультика Кевина Файги, да ещё и крайне экспериментального мультика. Но, казалось бы, это же единичный случай? А вот и нет! Уже через две недели после финала "Ванда/Вижн" на Disney+ стартовал "Сокол и Зимний Солдат" - особо не блещущий оригинальностью и качеством проект, который, тем не менее, собрал ещё больший охват публики, чем первый сериал MCU. Несмотря на блеклость истории, постных персонажей, очень скучное развитие событий, "Сокол" взлетел на пик популярности, зрители остались в восторге от увиденного. Ну а апогеем успеха Disney+ стал первый сезон "Локи", собравший у своих экранов чуть ли не в два с половиной раза больше домохозяйств. 2021-й был по-настоящему пиковым годом в истории супергеройских проектов
Однако в июле того же года выходит "Чёрная Вдова" - первый полноценный фильм 4 фазы, который должны были выпустить ещё в мае 2020-го. Что по итогу? Очень негативный сарафан от зрителей, низкие сборы, кое-как перевалившие за производственный бюджет. Однако все забывают о маленьком НО: "Вдову" выпустили на том же Disney+ параллельно с выходом в кинотеатральном прокате. Дальше выходят "Шан-Чи" и "Вечные", сборы которых тоже кое-как переваливают за 400 миллионов долларов. А там ещё и в августе "Отряд самоубийц" Джеймса Ганна от DC даже не добрался до 185 миллионов долларов производственного бюджета. Что же это? Кинокомиксы медленно умирают? Заранее отвечу на вопрос: нет. 2021 год был очень тяжёлым периодом для всех студий: каждый крупный и дорогой проект собирал в прокате мелкие суммы, вспомните хоть "Дюну" Дени Вильнёва, собравшую в сентябре того года 400 миллионов, или "Не время умирать", финальную часть "бондианы" с Крэйгом, сборы которой не перевалили за 800 миллионов, посему картина таки с треском провалилась, подкинув авторам из MGM несколько сотен миллионов убытков
После выхода "Вечных" все окончательно было подумали, что эпоха Marvel и DC прошла: если бы всего через месяц не вышел "Нет пути домой". Один из самых кассовых на сегодняшний день фильмов, гигант киновселенной Кевина Файги, собравший огромный положительный сарафан у зрителей с первого дня кинотеатрального проката. Но хорошо, предположим, что третий "Человек-паук" собрал так много из-за ностальгии и кучи фансервиса. Поехали дальше
Наступает 2022 год. Самый тяжёлый год для деньговыжималки Файги. Вышедший в марте прошлого года "Лунный Рыцарь", например, вообще не показал какие-то колоссальные результаты по просмотрам. А второй "Доктор Стрэндж", который был на хайпе после "Нет пути домой" и всех этих инсайдов о камео каких-либо третьестепенных старых персонажей, и вовсе окончательно подбил публику: сборы не перешагнули за миллиард долларов, как того хотели Marvel, а достаточно блеклый сарафан отпугнул очень многих зрителей от просмотра. Июнь - выходит "Мисс Марвел", самый непримечательный сериал Disney+, который проигнорили практически все. Июль - четвёртый "Тор", фильм, вызвавший огромный шквал негатива не только у зрителей, но и у критиков. Август - "Женщина-Халк", самый захейченный проект MCU (взгляните хоть на оценки каждого эпизода на кино-агрегаторе IMDb, которые я приложу ниже). С каждым новым фильмом и сериалом доверие зрителей падало. Доверие не столько к MCU, сколько ко всей супергероике в принципе. Да даже вторая "Чёрная Пантера", так сильно приглянувшаяся западным зрителям, собрала в прокате лишь 800 миллионов долларов (первая часть в 2018 году, напомню, собрала почти полтора миллиарда). В 2022-м полноценно порадовать ненасытных фанатов смогли лишь два коротких спэшла
Ну а окончательный гвоздь в крышку гроба Marvel забил третий "Человек-муравей": 47% процентов "свежести" на Rotten Tomatoes от критиков, отвратительный приём у зрителей, ужасный сарафан в прокате, очень низкие сборы, огромный кассовый провал в кинотеатрах. У меня самого есть многие знакомые, которые после "Квантомании" чуть было не бросили просмотр дальнейших проектов Файги, и ведь есть за что. Всё? Супергероика окончательно умерла? Но вдруг резко выходят "Стражи"
Третьи "Стражи Галактики" от Джеймса Ганна сумели резко вернуть веру. Веру не в воскрешение качественных фильмов MCU, вовсе нет. Веру в то, что супергероику можно снимать хорошо, даже отлично. Можно, если не забивать болт на сценарии своих проектов, не нанимать за гроши дешёвых и блеклых постановщиков, выставляя им мелкие дедлайны. Только никто из конторы Файги не хочет извлекать уроков из своих ошибок. И к чему это привело? А к тому, что даже третьи "Стражи" с их бешеным сарафаном (у ленты на данный момент лучший рейтинг среди всех проектов киновселенной на Кинопоиске и Letterboxd, а также один из лучших на IMDb) собирают в прокате... гроши. Прошло уже больше недели, а сборы кое-как только перевалили за 400 миллионов долларов, а при бюджете в 250 миллионов это действительно слабо. На примере какого-нибудь "Тора" или ушлой "Квантомании" зрители потеряли веру в производство хороших блокбастеров, посему даже по-настоящему отличные супергеройские фильмы теперь собирают в прокате мелкие суммы. Но стоп... давайте лучше вернёмся на несколько лет до 2022-2023 года
Всегда ли зрителям были по-настоящему интересны кинокомиксы? Совсем недавно на канале я написал статью о 10 самых провальных кинокомиксах всех времён и народов, и заметьте: из "новой" эпохи супергероики там присутствовали лишь "Вдова", "Отряд" Ганна и "Квантомания" (и то первые два пункта можно вычеркнуть, поскольку в 2021 году они параллельно выходили на стриминге). "Тёмный Феникс" в 2019 году после колоссально прибыльного "Финала" и отлично показавшей себя в прокате "Капитана Марвел" кое-как перешагнул за 250 миллионов сборов. "Хищные птицы" в 2020 году собрали гроши. "Фантастическая четвёрка" в 2015-м и вовсе с треском провалилась. Что же, по такой логике людям всегда были не интересны кинокомиксы? А теперь посмотрим, что объединяет плохие сборы, и что отличает фильмы с таким "преимуществом" от кассовых: качество. Все проваливающиеся кинокомиксы в основе своей были средними, унылыми и иногда по-настоящему плохими блокбастерами
Ведь в 2022 году выходил тот же "Бэтмен" Мэтта Ривза, собравший в прокате почти 800 миллионов долларов, а для совершенно нового кинокомикса DC, да ещё и на почве "падения" Marvel, да и ещё с так называемой усталостью зрителей от историй про того же Брюса Уэйна, это действительно отличный результат. Тот же "Джокер" Тодда Филиппса в 2019 собрал больше миллиарда! С рейтингом R, напомню! Что же их объединяет? В первую очередь, стиль. Новый "Бэтмен" и "Джокер" - крайне неординарные кинокомиксы, удивляющие своим стилем и подходом к истории. Так что тут всё становится на свои места: для хороших сборов нужно хорошее качество. А если качество плохое - тогда ваши сборы будут падать. И это вовсе не зависит от усталости зрителей. Знаете почему? От кинокомиксов невозможно устать
Кинокомиксы - это не вестерны, ограниченные одной историей с одним определённым стилем. Это не пеплумы, каждый новый из которых похож на предыдущего. Это не нуарное кино, где ещё в прошлом столетии давно раскрыли и показали каждую насущную общественную "чернушную" проблему. Мир комиксов крайне богат и обширен: хотите кроссовера? Смотрите "Мстителей". Хотите мрачности? Гляньте "Бэтмена" или "Другую войну". Хотите тёплой и уютной ламповой истории? Посмотрите "Человека-паука" Сэма Рэйми. Идеальный баланс между юмором и драмой? Здравствуйте, "Стражи Галактики"! Жёсткая и суровая реалистичная история? Привет, "Джокер". Кинокомиксы сейчас делают на любой вкус и цвет, и поверьте, их потенциал ещё очень далёк от целиком исчерпанного
Тогда почему на данный момент по сборам проседают те же "Стражи Галактики 3"? Потому, что у зрителей ещё не ушёл негатив от предыдущих проектов киновселенной. Так называемое недоверие теперь ещё долго будет преследовать компанию Файги по пятам. А чтобы от него избавиться, им просто надо вернуться к прежнему уровню качества. И вот увидите, если в Marvel действительно над этим задумаются, то вернутся и огромные кассовые сборы, и почитание зрителями. А, ещё и не следует забывать про пандемию коронавируса, оставившую след на всём кинематографе. Всё-таки, давайте будем честны, не она, так почти каждый новый выходящий и действительно интересный фильм не провалился бы с треском в прокате ("Ренфилд", "Все страхи Бо", "Переводчик" и так далее). Эта ситуация всё ещё касается и Marvel
Вот увидите: может "Супермен" Джеймса Ганна в 2025 году особо не удивит корпоратов DC по части сборов, зато зрители вернут веру в дальнейшее качественное производство хороших развлекательных продуктов от любимых крупных студий. И тогда дальнейшие фильмы той же новой DCU будут собирать огромные суммы в прокате. Надо лишь подождать. Авось с выходом "Наследия" над качеством своих проектов призадумается и любимый нами "кепочник"