Найти тему

Сочинение в формате ЕГЭ как химера

Нет более формализованной работы, чем сочинение по русскому языку в формате ЕГЭ. Смысл здесь выхолощен до односложности, зато количество критериев оценки по формальным показателям зашкаливает. Это, однако, полбеды. В интерпретации некоторых методистов требования к сочинению не отличаются от бреда. Впрочем, возможно эти интерпретации принадлежат ученикам. Как услышали, так и поняли.

Объем.
Это один из самых болезненных вопросов сочинения. И один из первых, который мы решаем, когда в принципе готовимся создать какой-либо текст. Наш главный критерий – объем должен соответствовать содержанию. И если в официальных документах ФИПИ указывается, что объем должен быть не менее 150 слов (хотя и эта формулировка скорее притянута за уши), то и раздувать текст до двухсот пятидесяти – трехсот слов не считаю целесообразным. Идеальный вариант – 170-180 слов. Удобно писать, удобно проверять.

Проблема.

Вторая неизбежность сочинения ЕГЭ по русскому языку – поиск проблемы.

Проблема – это вопрос.

Поясню: проблема – это вопрос, который волнует автора исходного текста. И здесь ученики начинают путать три разных понятия: тему, проблему и идею (пресловутую авторскую позицию, о которой напишу далее). Лучше всего разобраться с этими понятиями синтаксически.

Тема – предмет речи, понятие (очень часто отвлеченное), которое волнует автора текста, предложенного для анализа. Тему в аналитическом смысле нужно формулировать как слово или словосочетание (без грамматической основы), задавая вопрос: о чем этот текст? Текст о дружбе, предательстве, любви…

Проблема – вопрос, следовательно, и формулировать ее в сочинении нужно как вопрос. Самый простой способ найти проблему – отыскать в тексте вопросы. Это легко сделать, если текст относится к публицистическому стилю речи. Чуть труднее найти вопросы в художественном тексте. Если нигде не маячит вопросительный знак, можно использовать несколько простых методов: поиск сложноподчиненных предложений, поиск темы и анализ ключевых ситуаций текста.

Первый способ хорош, если ученик понял содержание текста. Придаточная часть сложноподчиненного предложения в отрыве от главной может легко трансформироваться в вопрос. Только не нужно так делать со всеми сложноподчиненными предложениями. Нужно найти то, которое больше других связано с темой или даже отражает основную мысль.

О теме я писала двумя абзацами ранее. Задаем вопрос: о чем этот текст? И со спокойной душой даем следующую шаблонную формулировку: «Автор поднимает в тексте проблему социального неравенства». Можно использовать любую модель, однако вопросительная лучше отвечает критериям оценки.

Наконец, анализ ключевой ситуации потребует большего количества усилий, зато и эффективность его выше. Необходимо выписать в столбик всех героев и персонажей текста, включая автора, а затем напротив каждого из них выписать главные действия, названные в тексте. Это, пожалуй, самый сложный пункт анализа. Здесь нет места допущениям и домыслам. Если обобщение ключевой ситуации текста кажется слишком трудным, можно оттолкнуться от сказуемых для представленных персонажей и подобрать к ним обобщающее понятие. После этого, когда действия и состояния каждого деятеля будут найдены и определены, можно попытаться вывести из этого анализа проблему: имя персонажа заменить на слово «человек», «люди» (с определением «некоторые») и превратить утвердительное высказывание в вопрос. Подчеркну, что этот путь – для самых трудолюбивых. Он дает огромное преимущество, потому что после этого анализа не составит труда обнаружить авторскую позицию, а также подобрать аргументы.

Строение.
Этот пункт является ключевым для проверяющего. Соответствие сочинения формально заданной рамке приносит наибольшее количество баллов из возможных. Нарушать устоявшуюся структуру сочинения ЕГЭ – сознательно отбирать у себя баллы.

Именно этот пункт я имела в виду, когда озаглавливала эти рекомендации. Итак, почему сочинение ЕГЭ – химера.

В греческой мифологии химера была порождением сил хаоса (Тифона и Эхидны). Это было свирепое чудовище, воссозданное буйной фантазией древних греков из составных частей других животных. Можно, конечно, поспорить здесь о количестве голов, но смысл моей метафоры от этого не пострадает.

У химерического сочинения ЕГЭ две головы – два тезиса. Отсюда принципиальная двухчастность этой работы.

Первая часть хорошо знакома ученикам и учителям по сочинению в формате ОГЭ. Это не любимый многими средний вариант выпускного сочинения-рассуждения для девятиклассников, в формулировке задания которого строго расписано соотношение тезиса, двух аргументов и вывода. Поднадоевший методический рефрен доносит до нас простую мысль, что эти четыре смысловые части должны заключаться последовательно в четырех абзацах. Не отсюда ли настойчивое стремление русистов и в одиннадцатом, выпускном классе, натянуть эту простенькую риторическую «сову» на «глобус» сочинения в формате ЕГЭ, и – о ужас! – на строение выпускного сочинения. Смотри пункт №1. Объем должен соответствовать содержанию. Я не представляю себе хорошее полновесное сочинение, объемом в триста слов, которое было бы так скомкано композиционно. Технически, конечно, натягивается, но назвать это сочинением выпускника язык не повернется.

Вторая часть сочинения в формате ЕГЭ – второе самостоятельное рассуждение, тезисом которого является осознанное согласие или несогласие выпускника с позицией автора.

Позиция автора – этот ответ, данный автором в тексте на поставленный им вопрос.

Согласие с позицией автора (вариант несогласия можно тут даже не рассматривать) должно быть обосновано. Обоснование – это аргумент. Лучше из русской классической литературы (для примера «из жизни» самой жизни и опыта у большинства маловато, что неизбежно ведет к придумыванию и искажению «фактов биографии», и, как следствие, к этическим ошибкам – вранье всегда шито белыми нитками).

В итоге мы имеем четыре абзаца в первой части сочинения (проблема и заявленный тезис, два аргумента с пояснениями (каждый в своем абзаце), обоснованная связь между аргументами в качестве «промежуточного» вывода); и два или три абзаца во второй части: в первом из них – позиция автора и согласие с ней пишущего сочинение, во втором – обоснование-аргумент, ну и в третьем, столь желанном и дорогом любому ритору, вывод по всему сочинению.

Семь абзацев. Два тезиса. Один вывод. При строгом следовании логике составителей именно столько мы получаем в сочинении ЕГЭ. Отступить в этой схемы ни на шаг нельзя.

Так рождается химера сочинения в формате ЕГЭ, при написании которого необязательно думать самостоятельно, достаточно лишь строго следовать инструкциям.