Найти в Дзене
Кинокультура

«Все страхи Бо»: претендент на звание лучшего фильма 2023 года

Материнская утроба − единственное место, где Бо чувствовал себя спокойно. И с первой секунды, как он вышел на свет, герой стал чувствовать виноватым себя за всё. Чувство вины, охватившее Бо с первого вдоха, будет сопровождать его с каждым последующих выдохом. Мир для него сложен в коммуникации, несправедлив к нему, непонятен и тревожен. В свои 40 лет Бо бесцельно посещает психотерапевта и делает ставку на лекарство от тревожного расстройства. Он опасается выйти из своей потрепанной квартиры, но толкает на это действие его звонок от матери со словами «срочно приезжай ко мне домой». За обманчиво добрым голосом ощущается холодный, обидчивый человек − источник детских травм Бо. И вот, кажется, герой спокойно успевает на рейс, осталось только достать чемодан, доехать до аэропорта. Но стоит ему собраться с духом, как ключи от квартиры таинственно исчезают вместе с чемоданом. Дверь не закрыть, новые вещи не собрать − и всё это вкупе со страхами, которые визуализируются в уличные опасности, по

Материнская утроба − единственное место, где Бо чувствовал себя спокойно. И с первой секунды, как он вышел на свет, герой стал чувствовать виноватым себя за всё. Чувство вины, охватившее Бо с первого вдоха, будет сопровождать его с каждым последующих выдохом. Мир для него сложен в коммуникации, несправедлив к нему, непонятен и тревожен. В свои 40 лет Бо бесцельно посещает психотерапевта и делает ставку на лекарство от тревожного расстройства.

Он опасается выйти из своей потрепанной квартиры, но толкает на это действие его звонок от матери со словами «срочно приезжай ко мне домой». За обманчиво добрым голосом ощущается холодный, обидчивый человек − источник детских травм Бо.

-2

И вот, кажется, герой спокойно успевает на рейс, осталось только достать чемодан, доехать до аэропорта. Но стоит ему собраться с духом, как ключи от квартиры таинственно исчезают вместе с чемоданом.

Дверь не закрыть, новые вещи не собрать − и всё это вкупе со страхами, которые визуализируются в уличные опасности, поджидающие его в тот миг, как он выйдет из своего дома: по району гоняет нагой с ножом и готов порезать любого встречного, местные чудаки так и норовят вломиться в его квартиру, по подъезду бродит смертельно опасная паучиха − в этом безумном мире, не столько внешним, сколько внутри героя, разгуливают бессознательные антагонисты − страхи, домыслы, тревоги и конфликты.

-3

Обстоятельства, в которые попадает Бо на пути к матери метафорично погружают нас в травмирующие семейные отношения, в которых ребёнку крайне трудно правильно действовать и верно дышать. Любое его действие сопровождается недовольством. Всё это проявляется и в созданном пространстве режиссёра Ари Астера и его постоянного оператора Павла Погоржельского, которые умело переключаются с внешнего мира на внутренний, формируя все страхи Бо.

И главный его страх − чувство вины, пожирающее его при любом контакте с человеком. Что бы не сделал герой, это вызывает неудобство у встречаемых на его сложном, фантасмагоричным пути, парадоксально ведущим туда, откуда он всю жизнь бежал.

-4

Ари Астер, сделавший имя на концептуальных хоррорах «Реинкарнация» и «Солнцестояние», продолжает визуализировать и обнажать личные травмы, но делает это ещё сильнее и страшнее. А Хоакин Феникс тем временем играет своего персонажа так, что от его взгляда решительно невозможно оторваться.

Его эмоции с космической скоростью сменяются то на радость, то на страх, перенося зрителя в очень некомфортное состояние. Феникс − единственный актёр, который представляется в роли Бо. То, какой путь он проделал вместе со своим героем, играя и живя каждой клеточкой тела, кажется просто недосягаемой величиной.

-5

«Все страхи Бо» − кино, которое не получится смотреть буквально. Весь основной путь Бо к своей матери не столько реален, сколько метафоричен. Каждый человек, каждая локация, каждый предмет, каждый звук отсылают к человеку, ставшим для Бо одновременно самым любимым и самым страшным.

Показателен момент, когда герой смотрит на фото-мозаику, где изображена его мать. Но стоит приглядеться чуть внимательнее к портрету, и видно, что лицо это составлено из сотни героев, которых повстречал Бо на пути к дому. Все эти герои − и есть его мать. И есть те страхи, которых от так опасался, но отважился взглянуть на них своими глазами.

_______________________________________________________________________

Спасибо за внимание! Если вам нравится мой блог, подписывайтесь на мой телеграм-канал, где стабильно выходят отзывы на главный киноновинки✨