Найти тему
Блог для родителей Lucky Child

С какого возраста дети способны дружить

Многолетними исследованиями доказано, что даже совсем ещё малыши в возрасте до года способны на некоторое взаимодействие друг с другом, используя невербальное общение.

Как таковая дружба между детьми возникает примерно с пятилетнего возраста. До этого дети, находясь в обществе друг друга, предпочитают особо не взаимодействовать, играть на некотором расстоянии, рядом.

Интересно наблюдать, как меняется характер младшей дочки и её готовность к игре и общению с другими детьми. До года Ева будто не замечала никого, кроме нас, родителей, хотя мы постоянно гуляли небольшой компанией мам с детьми примерно такого же возраста, как и она. Лишь иногда на лице проскальзывала улыбка, когда при встрече она видела уже знакомые лица других малышей.

Когда Ева пошла в детский сад, почти в год и два месяца, первое время тоже не было и речи даже о малейших попытках проявления интереса к другим детям, хотя адаптация к саду прошла достаточно легко.

В этот период мы с мужем и наша старшая дочь оставались единственными, с кем Ева желала общаться. Других детей она по-прежнему как будто не замечала. Даже был период, когда, отводя в сад или забирая дочку из садика, я видела, что к ней подходили другие малыши, а она отталкивала их, вставала между ними и мной, как будто отстаивая своё право на маму, говорила им «уйди». Конечно, дочь за это я не ругала, пыталась только объяснить, что другие детки хотят, вероятно, поиграть, и у них есть свои мамы.

-2

Такое поведение прошло примерно к полутора годам, и отношение дочки к другим детям резко изменилось. Она стала пытаться произнести имена детей, с которыми ходит в одну группу в саду либо с которыми гуляем вместе с другими мамами, проявлять интерес и к детям постарше.

Читайте также "Мы дружим много лет, и наши дети тоже"

Сейчас, когда Еве год и восемь месяцев, прогресс во взаимодействии с другими детьми налицо: дочка очень радуется, когда видит знакомых детишек, внимательно наблюдает за старшими детьми на детских площадках и потом пытается повторить их активные игры. В детском саду «общается» на своём языке с одногруппниками. Совместных игр между ней и малышами, близкими ей по возрасту, ещё нет, но уже заметны их начальные проявления: дети передают игрушки друг другу, жестами могут подзывать к себе, вместе катаются на качелях или залезают на горку, улыбаются и лепечут между собой на своём, только им понятном, языке.

-3

Особенно дочка выделяет девочку постарше её на пару месяцев, с мамой которой мы часто общаемся и гуляем. Дочка безошибочно узнает её, знает имя, проявляет радость при встрече и даже дома иногда вспоминает про подружку, повторяя её имя. Думаю, это и есть зачатки будущей дружбы.

Елена Грибова

А в каком возрасте у ваших детей появились первые друзья?