Слышали про "Фонтан" Дюшана? А про "Физическую невозможность смерти в сознании живущего" Херста? Такие красивые названия произведений искусства, а на самом деле первое - это обыкновенный писсуар, который художник даже не сам сделал, а только подписал (и то псевдонимом), а второе - труп тигровой акулы в резервуаре с раствором формальдегида. Что с ними стало и сколько это стоит, расскажу позже. А пока что разберемся, почему это считается искусством и что делать человеку, который не понимает и отрицает такое искусство.
Зачем нужно концептуальное искусство?
Концептуализм - это направление искусства, в котором творение имеет меньшее значение, чем идея художника, связанная с этим творением. То есть главное - смысл, а не сам предмет. Вот заходишь ты в музей и видишь писсуар, подумай, зачем он здесь? Что хотел сказать художник? Ответы на этот вопрос и будут главным в этом произведении искусства.
Концептуалисты - бунтари, которые нарушали законы искусства и смотрели - можно или нет? Пройдет или не пройдет? И если прошло - то границы искусства раздвигались. Долгое время было незыблемо правило: художник должен создать предмет искусства своими руками. Дюшан в 1917 году купил писсуар в магазине и ничего с ним не сделал, только дал название "Фонтан" и поставил подпись, таким образом разрушив правило и открыв новые горизонты для других художников. "Фонтан" можно считать отправной точкой новой техники в искусстве - реди-мейд.
Почему это считается искусством?
Потому что так сказали люди имеющие вес в мире искусства и все им поверили. Это чистая правда простыми словами. Могу объяснить более сложно. Общепринятого и единственного понятия что является искусством - не существует. Есть более-менее общее определение. Искусство - это продукт художественного творчества, обладающий эстетической ценностью. Так вот, ценность продукту дают посторонние люди - зрители. Если твое творение никому не интересно и никто его не купил - значит это не произведение искусства. Если есть поклонники творчества - значит ты на верном пути. Если твое творение признали эксперты (галеристы, музейщики, искусствоведы) - это произведение искусства.
Но не все эксперты адекватны и не все художники честны, имхо. Лично мне нравится концептуальное искусство в целом, но есть в нем такие абсурдные истории, от которых не знаешь, смеяться или плакать.
Тут я могу рассказать изнутри, как художница. Например, у меня закончились краски, осталась только красная и черная, а писать картину хочется, творческий зуд. Беру что есть, крашу черную птицу на красном фоне, делая упор на композицию и технику. А потом искусствовед посмотрит на мою работу и решит: "Художник хотел подчеркнуть черным цветом неизбежность и трагичность перемен, символом которых является птица. А красный означает вспышку сопротивления грядущим переменам". А у меня просто краска закончилась! Но это безобидный пример. А вот если художник решил поиздеваться? Думает, закатаю собственные экскременты в жестяные банки, что скажут искусствоведы? Прогнутся?
А ведь это реальная история создания произведения "Дерьмо художника" Пьеро Мандзони. И прогнулись, и купили все 90 баночек по 30 граммов с дерьмом по цене, как за 30 граммов золота. Все дело в том, что на момент создания баночек Мандзони был уже достаточно известным художником, поэтому публика приняла бы от него любую абсурдную идею.
Что делать если мне не нравится такое искусство?
Почему меня не впечатляют банки с дерьмом? Со мной что-то не так? Я тупой и ничего не понимаю в современном искусстве? Или это художники и галеристы - шарлатаны? Чтобы ответить на этот вопрос нужно снова вернуться к определению произведения искусства. А именно к тому, что ценность предмета определяет зритель. Так что власть в твоих руках. Даже если ты не искусствовед, ты можешь проголосовать "за" или "против". Как проголосовать "против"? Равнодушием. Помни, предмет не станет предметом искусства, если все останутся к нему равнодушными, а ты - один из всех. Не ходи в музеи и галереи смотреть на "Дерьмо художника".
При этом нужно быть честными, я так считаю, если ты "против" чего-то, значит ты должен быть "за" что-то другое. Как говориться отвергая - предлагай. Голосуй "за" то, что считаешь искусством. Ходи на выставки любимых художников, покупай предметы искусства, которые нравятся. Кстати, для этого необязательно быть миллионером, есть и доступные качественные работы, но об этом в другой раз напишу. Кстати, даже подписываясь на понравившихся художников и ставя лайки - ты вносишь свой вклад в развитие того направления искусства за которое голосуешь! Так что не стесняемся. Говорить об искусстве и выражать предпочтения имеет право каждый человек, а не только крутые эксперты.
P.S. Первый "Фонтан" Дюшана так и не попал на выставку, потому что организаторы отказали художнику в последний момент. После этого писсуар был утерян и забыт на долгие годы - целых три десятилетия (вспомните, нет почитателей - нет произведения искусства). От него осталась только фотография.
Про "Фонтан" и его концепцию вспомнили только в 50-е годы в разгар индустрии поп-арта. Тогда Дюшан сделал по заказу музеев несколько повторов точно неизвестно сколько, от 15 до 19 штук. Последняя авторская копия "Фонтана" была продана за 1 185 000 долларов в 2002 году в Нью-Йорке.
Что касается акулы в формальдегиде, она была куплена у художника Дэмьена Херста коллекционером Чарльзом Саатчи в 1991 году за 100 000 долларов. Но вот незадача, из-за неправильной технологии обработки туши, через год она начала разлагаться и позеленела, плавник отвалился, а раствор стал мутным. В 1993 году с гнилой акуры сняли шкуру и натянули на пластиковый каркас, чтобы хоть как-то сохранить "произведение". Вот и думайте, что важнее в работе художника, мастерство или идея. Это, кстати, большая тема, достойная отдельной статьи.