Найти тему
Искусство и Я

Писсуар и гнилая акула - почему это искусство?

Оглавление

Слышали про "Фонтан" Дюшана? А про "Физическую невозможность смерти в сознании живущего" Херста? Такие красивые названия произведений искусства, а на самом деле первое - это обыкновенный писсуар, который художник даже не сам сделал, а только подписал (и то псевдонимом), а второе - труп тигровой акулы в резервуаре с раствором формальдегида. Что с ними стало и сколько это стоит, расскажу позже. А пока что разберемся, почему это считается искусством и что делать человеку, который не понимает и отрицает такое искусство.

"Фонтан" Марсель Дюшан, копия первой работы, созданной в 1917 году.
"Фонтан" Марсель Дюшан, копия первой работы, созданной в 1917 году.

Зачем нужно концептуальное искусство?

Концептуализм - это направление искусства, в котором творение имеет меньшее значение, чем идея художника, связанная с этим творением. То есть главное - смысл, а не сам предмет. Вот заходишь ты в музей и видишь писсуар, подумай, зачем он здесь? Что хотел сказать художник? Ответы на этот вопрос и будут главным в этом произведении искусства.

Концептуалисты - бунтари, которые нарушали законы искусства и смотрели - можно или нет? Пройдет или не пройдет? И если прошло - то границы искусства раздвигались. Долгое время было незыблемо правило: художник должен создать предмет искусства своими руками. Дюшан в 1917 году купил писсуар в магазине и ничего с ним не сделал, только дал название "Фонтан" и поставил подпись, таким образом разрушив правило и открыв новые горизонты для других художников. "Фонтан" можно считать отправной точкой новой техники в искусстве - реди-мейд.

Почему это считается искусством?

Потому что так сказали люди имеющие вес в мире искусства и все им поверили. Это чистая правда простыми словами. Могу объяснить более сложно. Общепринятого и единственного понятия что является искусством - не существует. Есть более-менее общее определение. Искусство - это продукт художественного творчества, обладающий эстетической ценностью. Так вот, ценность продукту дают посторонние люди - зрители. Если твое творение никому не интересно и никто его не купил - значит это не произведение искусства. Если есть поклонники творчества - значит ты на верном пути. Если твое творение признали эксперты (галеристы, музейщики, искусствоведы) - это произведение искусства.

Но не все эксперты адекватны и не все художники честны, имхо. Лично мне нравится концептуальное искусство в целом, но есть в нем такие абсурдные истории, от которых не знаешь, смеяться или плакать.

Тут я могу рассказать изнутри, как художница. Например, у меня закончились краски, осталась только красная и черная, а писать картину хочется, творческий зуд. Беру что есть, крашу черную птицу на красном фоне, делая упор на композицию и технику. А потом искусствовед посмотрит на мою работу и решит: "Художник хотел подчеркнуть черным цветом неизбежность и трагичность перемен, символом которых является птица. А красный означает вспышку сопротивления грядущим переменам". А у меня просто краска закончилась! Но это безобидный пример. А вот если художник решил поиздеваться? Думает, закатаю собственные экскременты в жестяные банки, что скажут искусствоведы? Прогнутся?

А ведь это реальная история создания произведения "Дерьмо художника" Пьеро Мандзони. И прогнулись, и купили все 90 баночек по 30 граммов с дерьмом по цене, как за 30 граммов золота. Все дело в том, что на момент создания баночек Мандзони был уже достаточно известным художником, поэтому публика приняла бы от него любую абсурдную идею.

Пьеро Мандзони и его произведение "Дерьмо художника"
Пьеро Мандзони и его произведение "Дерьмо художника"

Что делать если мне не нравится такое искусство?

Почему меня не впечатляют банки с дерьмом? Со мной что-то не так? Я тупой и ничего не понимаю в современном искусстве? Или это художники и галеристы - шарлатаны? Чтобы ответить на этот вопрос нужно снова вернуться к определению произведения искусства. А именно к тому, что ценность предмета определяет зритель. Так что власть в твоих руках. Даже если ты не искусствовед, ты можешь проголосовать "за" или "против". Как проголосовать "против"? Равнодушием. Помни, предмет не станет предметом искусства, если все останутся к нему равнодушными, а ты - один из всех. Не ходи в музеи и галереи смотреть на "Дерьмо художника".

При этом нужно быть честными, я так считаю, если ты "против" чего-то, значит ты должен быть "за" что-то другое. Как говориться отвергая - предлагай. Голосуй "за" то, что считаешь искусством. Ходи на выставки любимых художников, покупай предметы искусства, которые нравятся. Кстати, для этого необязательно быть миллионером, есть и доступные качественные работы, но об этом в другой раз напишу. Кстати, даже подписываясь на понравившихся художников и ставя лайки - ты вносишь свой вклад в развитие того направления искусства за которое голосуешь! Так что не стесняемся. Говорить об искусстве и выражать предпочтения имеет право каждый человек, а не только крутые эксперты.

P.S. Первый "Фонтан" Дюшана так и не попал на выставку, потому что организаторы отказали художнику в последний момент. После этого писсуар был утерян и забыт на долгие годы - целых три десятилетия (вспомните, нет почитателей - нет произведения искусства). От него осталась только фотография.

"Фонтан" Дюшана, фотография утерянного оригинала произведения.
"Фонтан" Дюшана, фотография утерянного оригинала произведения.

Про "Фонтан" и его концепцию вспомнили только в 50-е годы в разгар индустрии поп-арта. Тогда Дюшан сделал по заказу музеев несколько повторов точно неизвестно сколько, от 15 до 19 штук. Последняя авторская копия "Фонтана" была продана за 1 185 000 долларов в 2002 году в Нью-Йорке.

Что касается акулы в формальдегиде, она была куплена у художника Дэмьена Херста коллекционером Чарльзом Саатчи в 1991 году за 100 000 долларов. Но вот незадача, из-за неправильной технологии обработки туши, через год она начала разлагаться и позеленела, плавник отвалился, а раствор стал мутным. В 1993 году с гнилой акуры сняли шкуру и натянули на пластиковый каркас, чтобы хоть как-то сохранить "произведение". Вот и думайте, что важнее в работе художника, мастерство или идея. Это, кстати, большая тема, достойная отдельной статьи.