Найти в Дзене
Фильманьяк

Небо и земля (1993) - Оливер Стоун завершает «вьетнамскую трилогию» историей о женщине, оказавшейся между Югом, Севером и Америкой

Настоящая Ле Лай Хэйслип появляется в сцене в ломбарде.
Настоящая Ле Лай Хэйслип появляется в сцене в ломбарде.
Фунг Ти Ле Лай живёт в простой крестьянской семье во Вьетнаме, где царит полная идиллия. Её конец наступает очень быстро, когда в стране начинается гражданская война. Юной Ле Лай предстоит попасть под огонь и Севера, и Юга, перенести массу тягот судьбы, чтобы, в итоге, оказаться в Америке, вдали от войны.
Джоан Чэнь без яркой помады не узнать после «Твин Пикс».
Джоан Чэнь без яркой помады не узнать после «Твин Пикс».

«Удивительная реальная история выживания» как гласит слоган. Фильм начинается на удивительно высокой ноте, когда оператор Роберт Ричардсон фиксирует на плёнку немыслимые красоты природы и жизни крестьян. Японский композитор Китаро наполняет кадр благозвучной партитурой (отмеченной «Золотым глобусом»). Позже эта идиллия нарушается – нам показывают, как война во Вьетнаме раздирает страну, как мирные жители страдают от действий всех участников конфликта – сторонников севера, юга и американцев.

Стив Батлер - вымышленный персонаж. В реальности первым мужем Ле Лай стал 60-тилетний Эд Манро, строительный подрядчик. После переезда в Америку он вскоре скончался от пневмонии (согласно другим источникам - от эмфиземы).
Стив Батлер - вымышленный персонаж. В реальности первым мужем Ле Лай стал 60-тилетний Эд Манро, строительный подрядчик. После переезда в Америку он вскоре скончался от пневмонии (согласно другим источникам - от эмфиземы).

Параллельно общечеловеческой истории, развивается личная история Ле Лай Хэйслип, которая примерно на середине хронометража встречает героя Томми Ли Джонса и история приобретает новое измерение. Джонс в этом фильме хоть и заявлен пиара ради в главной роли, но всё-таки участие его здесь ограничено – однако роль предполагает для актёра солидные возможности для проявления своих недюжинных способностей. Про Ле Тхи Хиэп можно сказать тоже самое, тем более, что для неё фильм стал дебютом в кинематографе.

Персонаж Томми Ли Джонса в большей степени основан на втором муже Ле Лай, Дэннисе Хэйслипе. Через 8 лет после свадьбы брак завершился разводом, после которого Дэннис вскоре покончил с собой.
Персонаж Томми Ли Джонса в большей степени основан на втором муже Ле Лай, Дэннисе Хэйслипе. Через 8 лет после свадьбы брак завершился разводом, после которого Дэннис вскоре покончил с собой.

Увы, с появлением Джонса сценарий, и без того грешащий некоторой скороговорностью, становится совершенно сумбурным. И если доселе была относительно ровная история страданий одной женщины в сеттинге страданий одной страны – то последний час фильма превращается в нечто вроде «галопом по америкам».

В сценах помешательства Батлера заметна стилистика, которую Стоун позже возьмёт на вооружение в своём следующем фильме - «Прирождённые убийцы»
В сценах помешательства Батлера заметна стилистика, которую Стоун позже возьмёт на вооружение в своём следующем фильме - «Прирождённые убийцы»

Помнится, во время марафона по пересмотру главных фильмов о войне во Вьетнаме, «Взвод» Оливера Стоуна показался неприлично слабым фильмом в сравнении с творениями Чимино, Копполы, де Пальмы. В не лучшую сторону его отличало в первую очередь наличие пафоса. Стоун, самый политически ангажированный режиссёр, лично принимавший участие в боевых действиях во время Вьетнамской войны, в «Небо и земля» снова грешит нагнетанием атмосферы, словно норовит направить зрительские симпатии в нужное русло.

Режиссёр всё-таки несколько увлекается в своём желании показать контраст между простой жизнью бедных крестьян - и своей "страной больших возможностей".
Режиссёр всё-таки несколько увлекается в своём желании показать контраст между простой жизнью бедных крестьян - и своей "страной больших возможностей".

И его фильм начинает работать уже не как проникновенная сочувственная история, а скорее как некий пропагандистский материал, в котором акценты расставлены как надо. Ярлыки "плохих" и "хороших" тут раздаются легче лёгкого, особенно в сравнении с прошлыми фильмами Стоуна.

Стоун взялся за фильм, поскольку решил, что это было бы хорошим завершением его "вьетнамской трилогии" - показать войну с точки зрения жителя Вьетнама. Ведь в предыдущих его фильмах война была показана глазами американцев - на поле боя и дома.
Стоун взялся за фильм, поскольку решил, что это было бы хорошим завершением его "вьетнамской трилогии" - показать войну с точки зрения жителя Вьетнама. Ведь в предыдущих его фильмах война была показана глазами американцев - на поле боя и дома.

Особо раздражают конечно же эпизоды демонстрации «сладкой жизни» в Америке, где обитатели обители американской мечты настолько зажрались, что даже индейку режут не ножом, а автоматической пилой. Обратная сторона всего этого конечно даёт трещину, но тем не менее.

Сочувствие к мирным жителям, которые гибнут от пламени гражданских войн, было декларативно озвучено Стоуном ещё в «Сальвадоре».
Сочувствие к мирным жителям, которые гибнут от пламени гражданских войн, было декларативно озвучено Стоуном ещё в «Сальвадоре».

Стоит ещё вспомнить, что основную часть съёмок Стоун в итоге проводил в Тайланде, боясь обидеть власти Вьетнама. И вот эта «политическая прилизанность» сильно портит впечатление от фильма, ибо Стоун пытается усидеть сразу на двух стульях, дабы никого не обидеть, но при этом ещё и продолжать освещать трагедию войны.

Получив шанс рассказать о тяготах гражданских, Стоун уже был не столь радикально настроенным
Получив шанс рассказать о тяготах гражданских, Стоун уже был не столь радикально настроенным

Философское понимание места человека в столь сложной жизни, которая выпала Ле Лай Хэйслип, можно узнать из закадрового текста – но если режиссёру и удалось в редких эпизодах приблизиться к раскрытию этих моментов, то основная проблема именно в том, что эпизоды эти редкие.

Оливер Стоун за кадром произвёл немалый вклад в гуманитарную деятельность Ли Лай. В частности, помог ей открыть реабилитационный центр для бездомных и инвалидов.
Оливер Стоун за кадром произвёл немалый вклад в гуманитарную деятельность Ли Лай. В частности, помог ей открыть реабилитационный центр для бездомных и инвалидов.

Фильм порой может вызвать желание заплакать, но в то же время местами вызывает негодование. В общем, неровная работа получилась – да и зритель в итоге не оценил – статуэтка от Золотого глобуса в итоге оказалась вообще единственной премией фильма. Не говоря уже о кассовом провале. На фоне предыдущих работ режиссёра «Небо и земля» вышло несомненно слабее ввиду собственной противоречивости.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.