Фантастика бывает разной, фантастика бывает страшной. В этой статье рассказываю о спецвыпуске знаменитого журнала «Мир фантастики», целиком и полностью посвященного хоррору - в книгах, кино, комиксах, играх и музыке.
Хоррор. Кровь, черепа, кости, монстры, оторванные конечности, призраки, вампиры, зомби и мутанты, жуткие нечеловеческие голоса, тьма, страх, заставляющий уходить сердце в пятки, леденеть, покрываться холодным потом. Это приходит на ум в первую очередь. Затем вспоминаешь, что самый страшный зверь в лесу (подвале, чулане, космосе, постапокалиптическом мире) - человек. И, возможно, еще вирусы. Их все-таки не надо сбрасывать со счетов, особенно в наши дни. А еще, безо всяких исключительных или сверхъестественных внешних факторов, очень страшно бывает в благополучных, на первый взгляд, семьях, где на публику все улыбаются, а за плотно закрытыми дверьми день за днем, а то и год за годом разыгрываются настоящие трагедии. И мы об этом читаем, смотрим и слушаем. Из поколения в поколение. Боимся - но продолжаем читать, слушать и смотреть.
Так уж устроен человек - он любит пугаться, переживать и сопереживать. Поэтому хоррор-жанр процветает и развивается непрерывно, то предлагая новые идеи, то переосмысливая проверенное временем. 11-й спецвыпуск «Мира фантастики» разбирает эволюцию хоррора от истоков до наших дней.
«Страшная фантастика» представляет собой очень красиво оформленный, глянцевый и тяжелый журнал формата А4 с огромным количеством интересных материалов. Это и страх в фольклоре разных культур, и готический роман как направление литературы с самых его истоков, и жизнь ужасов на экране, в том числе и в формате слэшеров. Уже упомянутые мной комиксы - от расцвета до золотого века и спада, и, конечно, музыка, вдохновленная хоррором и вдохновляющая почитателей жанра. Есть и эксклюзивные авторские работы - рассказы современных отечественных писателей, комиксы по их сценариям.
Хоррор и фольклор тесно переплетены, одно проистекает из другого. Вот, например, фэйри. Добрые "феечки" из мультиков или...?
Классика жанра: великий и "ужасный" Лавкрафт. Большая и познавательная статья - полезно как для поклонников писателя, так и для тех, кто о нем мало что знает.
Рассказывать о жанре ужасов и обойти стороной их признанного Короля, Стивена Кинга - невозможно. Еще один внушительный материал журнала, где авторы статьи разбирают творчество Кинга до его личного "водораздела" и после. Все поклонники писателя знают, о чем идет речь, и мало кто станет спорить, что после рокового "19-99" всё изменилось. И с тех пор в литературном наследии есть два Стивена Кинга - "тот" и "этот".
Кстати, авторы статьи - ваша покорная слуга Карина Буянова и Шимун Врочек. Охватить всё творчество Стивена Кинга в рамках одной статьи невозможно (да и не нужно), но получить представление о том, как менялось его творчество на этапах "до", "вскоре после" и "совсем после", можно. Плюс ко всему, мы дали рекомендации, что из периода "после" стоит читать, а мимо чего лучше пройти, не заглядывая.
Я выступила автором еще двух интересных статей. Одна посвящена, пожалуй, довольно неожиданному в рамках тематики выпуска произведению - детективу «Призрак Оперы» Гастона Леру, французского писателя и публициста начала ХХ века. Тем не менее материал попал в журнал не по ошибке - из этого произведения выросли "ноги" многих ярких представителей хоррор-жанра.
Другая моя статья в «Страшной фантастике» анализирует культовое произведение жанра постапокалипсис - «Я - легенда» Ричарда Матесона. По современным критериям это не роман, а повесть, что ни коим образом не влияет на качественный уровень произведения и его нетленность. В материале рассказываю и о том, почему «Я - легенда» не устаревает и продолжает производить сильное впечатление на новых читателей, а также о том, что главный герой являет собой тип, который сейчас активно предлагается в кино. Это классический, настоящий, стопроцентный антигерой - и для книг тех лет такая подача была нетипичной.
Хоррор в кино, конечно, необъятен. По моим ощущениям, ужасы чаще и больше смотрят, чем читают (но могу ошибаться). Знаю людей, которые никогда не читали книги в этом жанре, но уж фильмы ужасов, триллеры, мистику, истории о маньяках-психопатах, инопланетянах и/или паранормальных явлениях хоть раз в жизни смотрел каждый. И, конечно, классика кино такого рода молниеносно ассоциируется с великим Альфредом Хичкоком. Его фильмы до сих пор приковывают к экрану и вызывают мороз по коже - и, честно говоря, чем больше проходит времени, чем больше у нас технологий и спецэффектов, тем фильмы Хичкока на этом фоне выглядят сильнее (мое личное ощущение).
Есть хоррор-поджанры, которые эксплуатируются в кино на регулярной основе. Казалось бы, что нового можно сказать о зомби-апокалипсисе? Или все-таки можно? Ответ в журнале.
Игры, игры, много игр. Я совсем не геймер, и если бы стала играть, то точно не в хоррор (впечатлительная я, книги-то ночами снятся, а если еще и визуализировать...). Но материалы об ужасе в играх прочитала с удовольствием и большим интересом.
Раздел о комиксах меня впечатлил больше всего - возможно, потому что мои знания этого жанра весьма скудны в сравнении с книгами и фильмами)
Когда и как читателей "развернули" в сторону зомби? В журнале есть ответ.
Любите комиксы? Тогда «Страшная фантастика» порадует вас эксклюзивной новинкой - этого вы точно еще нигде не видели. Авторский комикс по сценарию Александры Злотницкой.
Ну и, конечно, музыка. Было очень приятно и интересно прочитать в таком контексте о том, что любишь и слушаешь с раннего переходного возраста.
Но там не только о классическом тяжелом, вдохновленным кроваво-ужасном. Есть и музыке для печали, о музыке улиц (и кладбищ), а также весьма любопытный материал об "агентах страха" родом из, казалось бы, солнечной и улыбчивой Италии.
Конечно, из моего краткого обзора можно составить весьма поверхностное представление о содержании выпуска - но, надеюсь, сказано достаточно, чтобы пробудить к нему интерес. Повторюсь, это очень объемный и красивый выпуск, статей там очень много, они разные по стилю, подаче и тематикам, поэтому при чтении подряд не утомляешься, всё очень интересно и познавательно.
«Страшная фантастика» всё еще есть в продаже. На мой взгляд, это издание более чем достойно жить в домашней библиотеке и быть прочитанным целиком.
Для тех, кого не интересует весь выпуск и направление, а интересуют мои материалы, есть хорошая новость: скоро я смогу поделиться в этом блоге альтернативными, более полными версиями статей, которые ушли в спецвыпуск. Вы узнаете много интересных фактов из биографии Гастона Леру, а также получите очень развернутую статью на тему «Что лучше - жить монстром или умереть человеком?» в контексте произведения Матесона. Делаю это с разрешения главного редактора «Мира фантастики» - ну а вошедшие в выпуск версии можно прочитать только в самом журнале.
Я очень благодарна редакции журнала в лице Александры Злотницкой за то, что пригласили участвовать в наполнении «Страшной фантастики», благодарна читателям моего Дзена, которые обратили внимание на мои книжные статьи и порекомендовали меня в МФ, а также Шимуну Врочеку за совместное написание материала о Стивене Кинге (который тоже можно прочитать только в журнале, здесь я его не смогу выложить, поэтому кому интересно - рекомендую приобрести).
Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет рад лайкам, комментариям и подписке на канал!
Также приглашаю вас в свой Телеграм: @starring_buyanova. Больше о книгах, кино и искусстве!