Найти в Дзене

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ

Оглавление
Коллаж
Коллаж

РИСУЕМ БЕЗ СМУЩЕНЬЯ

Дефицит общения, свойственный для многих людей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), приводит порой к негативным последствиям в психосоциальном развитии. Дефицит внимания, ограниченная коммуникации часто приводят к асоциальному поведению, не понимания со стороны общества. Возможности арт-терапии способствуют решению таких задачи, как формирование саморегуляции и контроля за своим поведением, умение сдерживать аффективные проявления, является частью профилактики агрессивных проявлений и конфликтности, социокультурное и познавательное развитие инвалида, позволяет развивать социальные навыки. Арт-терапия связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы, дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих, позволяет осваивать новые роли, повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности.

В процессе
В процессе

ГРУППОВАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

-        Профилактические: расширение сферы общения и социальных контактов детей-инвалидов, лиц с ОВЗ. Снятие психоэмоционального напряжения

-        Коррекционные: содействие устранения социальной изоляции. Формирование основы социальных и организованных навыков. Обучение выражению своих чувств и эмоций, развитие и поддержка коммуникативных навыков.

-        Терапевтические: развития и усиления внимания к своим чувствам и переживаниям, возможность свободно выразить свои чувства, является безопасным способом разрядки напряжения; возникновения чувства внутреннего контроля и порядка, так как творчество приводит к необходимости организовывать окружающее пространства.

-        Развивающие: Обучение грамотной и аккуратной работе со специальными материалами и инструментами, в т.ч. и развитие мелкой моторики. Развитие творческих способностей, знакомство с техникой работы разными красками. Посредством творчества развивается эстетический вкус, креативность, умение нестандартно мыслить и социально полезные черты личности.

Работают все
Работают все

ВОЗМОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ

Занятия посещают лица с ОВЗ разной возрастной группы с различными отклонениями в здоровье: с умственной отсталостью, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) - с разной подготовкой и уровнем владения мелкой моторикой, с разным кругозором, с разным уровнем внимания. Желательно использование помощников в количестве 1-2 человек на группу от 8 до 15 человек.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

Материалы, инструменты, оборудование

Для изобразительной деятельности необходимы:

  • бумага формата А4;
  • цветная бумага, картон;
  • кисти разных размеров и форм;
  • простой графитный карандаш, разноцветные маркеры, акварель, гуашь, цветные карандаши.

Для аппликации, коллажа;

  • бумага формата А1, А2, А3, А4; цветная бумага, картон;
  • клей ПВА, клей-карандаш и ножницы, вырезки из старых книг и журналов;
  • бумага и ткани различной фактуры; тесьма, веревочки и шнуры;
  • разноцветные маркеры.
-4

Предварительный этап:

выбор тематики занятия и к ней подбирается эскиз рисунка (который можно "собрать" по каждому элементу);

к теме занятия формируется информационный листок с интересными фактами, историческими данными;

составление пошагового плана построения рисунка;

выбор и подготовка творческого материала (собирается комплект для каждого участника - чтобы не отвлекались и не мешали друг другу);

в помещение формируется "круглый стол", инструменты и материалы выкладываются заранее, для каждого участника,

подбирается спокойная музыка, готовиться презентация.

Информационный этап: уведомление о проведении занятия высылается в группу Вайбер, оговаривается время проведения, численность. На занятии включается музыкальное сопровождение.

Заключительный этап: занятие начинается по расписанию в готовом проветриваемом помещении, с дополнительным освещением, желательно с 1-2 помощниками (т.к. в группе есть лица с ДЦП с неразвитой мелкой моторикой).

Ход занятий: озвучивание темы и показ готового рисунка, обсуждение его элементов с участниками; с помощью простого карандаша прорисовка основных элементов рисунка - с проговариванием формы элемента, его размера и варианта размещения на листе А4 (от первого до последнего) с применением презентации или готовых вариантов рисунка. В процессе рисования обсуждается на что еще похож элемент рисунка, где в жизни встречались с такими формами, цветом, текстурой.Следующий шаг - раскрашивание красками самых мелких частей рисунка, выбор цветовой гаммы на выбор участника. Далее приступаем к закрашиванию больших и крупных элементов, и далее приступаем к фону. В процессе занятий соседи помогают друг другу, меняют по необходимости самостоятельно воду в стаканчиках, обсуждаю выбор цветовой гаммы. Процесс занятия обязательно сопровождается фотографированием или видеосъемкой, чтобы можно было поделиться с родителями и наполнить архив группы. В конце занятий групповое фото для личных и групповых архивов. Рисунки до следующего раза вывешиваются на общий стенд, чтобы был виден результат работы как для себя, так и для других. Монтируется видеоролик с фотографиями под музыку.

-5

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ

Представляет собой достаточно трудный этап, т.к. зачастую лица с ОВЗ не моут выразить своими словами свои улучшения и рост, и позволяет только на выражении их эмоций определять, что данный вид занятия им нравится, т.к. ходят на них с удовольствием и постоянно спрашивают: "А будут ли на следующей неделе занятия?". Более эффективен опрос родственников и сопровождающих лиц с ОВЗ о происходящих изменениях в их состоянии и системе отношений: формирование новых творческих интересов и повышение самооценки, проявляющееся, в частности, в более радостном, жизнеутверждающем взгляде на мир и вере в свои возможности.

ВЫВОД

Практика проведения занятий по АРТ-ТЕРАПИИ во многих случаях не ставит своей целью коррекцию социального поведения человека или устранение конкретного проявления болезни. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер и направлена на изменение мироощущения человека и системы его отношений (включая окружающий мир и самого себя), достижение им либо лучшего понимания своих переживаний, либо такой трансформации их «качества», которая делает человека более аутентичным, творческим, счастливым. Повышается самостоятельность и активность, а также его вовлеченность в работу.