Согласно данным специалистов Хабаровского краевого центра охраны памятников истории и культуры, здание на Шевченко, 1 было построено в 1896 году, и в документах оно указано под названием «Торговые ряды». Это вполне объяснимо: долгое время объект, который мы сейчас знаем как речной вокзал, выполнял функции базара. Более того, это был самый первый рынок в Хабаровске. Он пользовался большой популярностью как у покупателей, так и у продавцов, поскольку находился у самой гавани - туда удобно было подвозить товары.
- Первыми продавцами в Хабаровске стали китайцы, которые почти ежедневно приставали на своих джонках к берегу, предлагая товары поселенцам. Торговцы привозили рыбу, муку и другое. К 1877 году в устье речки Хабаровской (позже Плюснинки) уже действовал вполне обустроенный рынок. Его называли Нижним (или Рыбным) базаром, - сообщается в документах центра ОПИК.
В документах отмечается, что базар был очень востребован у местных жителей, поскольку там продавали дешевые товары из Китая. Попадались иногда и продукты из Европы, но все же в основном люди шли туда именно за ассортиментом из Поднебесной.
- По русско-китайскому договору 1881 года разрешалась беспошлинная торговля в 50-верстной зоне от сухопутной границы. Благодаря этому товары, которые привозили китайцы, стоили намного дешевле, чем в магазинах, - говорится в исторической справке центра ОПИК.
Позже, под данным историков, на рынке появились и русские торговцы. Это были как местные жители и переехавшие в город крестьяне, так и приезжие из других городов купцы. Все они предлагали те продукты, которые производили сами, - овощи, мед, хлеб, сало. Вскоре, благодаря стараниям купцов Плюсниных, базар был благоустроен и окончательно превратился в место притяжения людей.
- Сначала на рынке появились централизованные деревянные ряды, в которых можно было купить крупы, муку, свежий хлеб, овощи, мясо и другие товары, включая промышленные. На периферии базара были построены ряды для продажи продукции харбинских и благовещенских мукомольных фабрик. Современники отмечали, что на базаре всегда было тесно и людно. На деревянных рядах, которые загромоздили собой всю площадь, часто не было свободных мест. К 1899 году на деньги Василия Фёдоровича Плюснина построили каменные ряды в два этажа. Нижний сдавался в аренду разным торговцам, верхние арендовали под складские помещения крупные городские предприятия. Места на обновленном рынке предоставлялись не бесплатно, так что массовая стихийная торговля, в том числе китайская, резко сократилась, - сообщают эксперты центра ОПИК.
Все изменилось после того, как пришла советская власть. Здание рынка муниципализировали в 1925-м, а в 30-х годах оно стало выполнять функцию речного вокзала. При этом базар там еще некоторое время продолжал работать, но прекратил свое существование в конце 1950-х годов, когда было решено пустить городские речки по трубам, а на их месте построить бульвары. А само строение бывших торговых рядов реконструировали, в результате чего оно частичного потеряло свой первоначальный облик. Кроме того, изменения претерпел и его цокольный этаж.
- Очевидно, при строительстве Уссурийского бульвара и реконструкции береговой полосы, со стороны протяженного северо-западного и торцевых фасадов был значительно поднят уровень земли, в результате чего скрыта выразительная цокольная часть этих фасадов, - сообщается в исторических документах.
После развала СССР здание перестало выполнять функции речного вокзала, а стало просто офисным.
А к 150-летию Хабаровска в 2008 году здание вокзала городские власти и вовсе планировали снести, чтобы на его месте организовать площадь Первостроителей. Ради воплощения этой задумки строение даже исключили из списка объектов культурного наследия - по данным историков, чиновники заявляли, что бывший рынок «не вписывается в концепцию площади, находится в плохом техническом состоянии, затруднительно определить его будущее функциональное назначение, исходя из планируемого характера территории».
Но в итоге из этой затеи ничего не вышло, зато появилась новая мысль: реконструировать речной вокзал. Точнее - построить новый. Предполагалось обустроить два терминала: для внутренних линий и международных, а внутри них открыть кафе, ресторан, магазины, гостиницу и зону свободной торговли. Но для этого проекта в итоге так и не смогли найти инвестора.
Сегодня помещения этого памятника архитектуры занимает «Хабаровскводтранс», а также различные частные компании. Кроме того, там размещается платный общественный туалет, который хабаровчане регулярно критикуют из-за его санитарного состояния. Недавно зданию даже повысили охранный статус - с городского до регионального.
Напомним, ранее DVHAB вспомнил, как за последние десять лет изменилась центральная набережная Хабаровска, которая в 2010-х годах была серьезно разрушена в результате мощного наводнения, а после подверглась масштабной реконструкции, которая не завершена и по сей день.
Екатерина Пирогова, новости Хабаровска на DVHAB.ru