Найти тему
Прикосновения

"Бывало, и семью от бандитов прятал". Необычные зигзаги судьбы Алексея Гуськова

20 мая народному артисту России Алексею Гуськову исполняется 65 лет

Алексей Гуськов. Фото из личного архива
Алексей Гуськов. Фото из личного архива

При всем своем бескрайнем обаянии и внешней открытости у Алексея Гуськова репутация жесткого и закрытого человека. Он искусно избегает излишнего внимания к собственной персоне, с журналистами обычно ведет себя как герой русской народной сказки - колобок. А если уж дает интервью, не любит ворошить прошлое, комментировать личную жизнь. На вопрос о жесткости, с улыбкой уточняет: «Я не жесткий, скорее, гневливый. Чего-то действительно уже с годами не прощаю… Не люблю бестактность, необоснованные претензии, глупость не по чину. Не люблю выяснять отношения, потому что считаю: людей переделывать – дело бессмысленное». Словом, очень он непростой, заковыристый, но при этом притягивающий зрителей какой-то невероятной магией.

А. Гуськов. Фото из личного архива
А. Гуськов. Фото из личного архива

Предлагаю интервью Алексея Гуськова 2008 года.

КАРАТЕ И ПОЛНЫЙ ОТКАЗ ОТ АЛКОГОЛЯ

- Алексей, про вас рассказывают просто невероятные истории… Якобы вы подрались в театре на премьере.

- Была премьера спектакля по Чехову «Скрипка Ротшильда» в постановке Камы Гинкаса. Сложная режиссура, на сцене Валера Баринов и Игорь Ясулович вводили зрителя в тончайшую систему координат, и делали это блестяще – я смотрел, открыв рот, и как артист, понимал, насколько трудно моим коллегам и товарищам. И какая-то пьянь сидела в трех рядах от меня и громко комментировала происходящее. А вокруг были одни женщины. Я встал и попытался это пьяное хамло по-тихому вывести из зала, а «оно» - под сто с лишним килограммов. А дальше я разнервничался совсем и применил… недозволенные приемы.

- Вы правда - владеете контактным карате?

- Я раньше занимался - сбрасывал дурную энергию. Но уже давно в зал не хожу – там же спарринги, полный контакт! А в меня попадают и… больно (Смеется.) Молодые, они жестокие - ставят тебя на место. Но форму поддерживаю. У меня же два сына и ничего лучше собственного примера не может быть. Из этой же серии мое расставание с алкоголем - полный отказ от возлияний! Даже дома не держим.

- С чем это связано?

- С взрослением старшего сына. Признаюсь, мы нелегко пережили его так называемый переходный возраст. А как ему еще объяснишь, что такое хорошо, что такое плохо. Только собственным примером! И - побольше общаться. Он ведь – «дитя перестройки», 1989 года рождения. А что он видел хорошего в пять лет? Папу, который носился как угорелый, и даже молоко не мог купить – давал денежки на кассу, чтобы оставили, потому что очереди по сто человек?! И мама – рюкзачок на плечи и под два театра две коляски.

А потом недостаток родительского тепла так стал аукаться в 13 лет, что я испугался. Нет контакта! Мы с Лидой сразу остановили все съемки, бросили все и поехали все вместе в Ялту на целый месяц. Я с ним обошел все дискотеки, переслушал весь рэп и сам разве что брейк-данс на голове не крутил. А потом потихонечку, в машине, я поставил ему мою любимую арию Бизе «Кармен». Он аж застыл от изумления: «А что это?» Говорю: «Это меццо сопрано, сынок! Тоже ведь и такое бывает».

- Помогло?

- Мы дружим. Проблемы всегда есть, но… я всем родителям это советую: если не можете найти общего языка или пятнадцать раз повторяете одну просьбу, - пошлите своему ребенку sms. И сразу увидите, как все переменится.

С сыновьями Димой и Володей. Фото из личного архива
С сыновьями Димой и Володей. Фото из личного архива

- Вас тоже родители воспитывали собственным примером?

- Папа, военный летчик, погиб, когда мне было семь лет. Но у меня никогда не было ощущения неполноценной семьи - вероятно, ранняя потеря отца нас сплотила так всех вместе. У нас всегда были семейные обеды, мы всегда отмечали праздники. Часто ездили в Архангельск. Я ведь по корням помор - там жили родители и папы, и мамы. Не так давно был на архангельском фестивале "Сполохи" и в музее нашёл свою родословную, составленную по крестильным и венчальным книгам.

- Что-нибудь интересное удалось «раскопать»?

- Интересно уже то, что меня «вычислили» аж до 17 столетия. Абсолютно крестьянский род незамысловатый. Жили на севере, рыбу ловили.

- Пока не появился в роду актер – Алексей Гуськов?

- Да нет, пока революция не «бахнула». Знаю, что один прадед был в «белом» движении, другой – один из первых большевиков.

Алеша с отцом. Фото из открытых источников
Алеша с отцом. Фото из открытых источников

КАРЬЕРУ СЕКРЕТНОГО ИНЖЕНЕРА ИСПОРТИЛ… ТЕАТР

- Вы как-то признались, что в детстве абсолютно ничего не предвещало грядущей актерской карьеры. Неужели?

- Чистейшая правда! У меня было обычное советское образование – Дворец пионеров с массой кружков, дома – доставшееся мне в наследство старенькое пианино, к которому меня мама приобщала, приобщала, а я всеми хитростями отлынивал. И двор. Я был семейно-структурированный раздолбай. То есть в семье был абсолютно нормальный – помогал, делал все по дому, пока мама вкалывала на двух работах. А вот уж на улице я, конечно, вырывался из этих рамок – куда-то же надо было девать ураганы юношеской энергии. Мальчишкой бегал в футбольную школу, потом за компанию с ребятами тягал штангу, забрасывал мячи в баскетбольную корзину, занимался академической греблей. В школе ведь всё за компанию делается. И первый портвейн, и первая сигарета…

А вот слово «фактура» применительно к себе я впервые услышал в девятом классе от учительницы математики - она была очень театральный человек. Я тогда еще подумал: «Что это такое – «фактура?» И благополучно забыл, пока не приехал из Киева в Москву.

- А что такое «фактура»?

- Это данные, полученные от папы с мамой - рост, лицо, то есть внешность… и, наверное, память. А память у меня, как позже выяснилось, почти феноменальная. Я обнаружил это в себе случайно – когда поступал в Бауманский институт. На одном из экзаменов закрыл глаза – «увидел» страницу, и все с нее «списал». Толстеннейший учебник на пятьсот страниц, весь испещренный формулами, я по памяти «воспроизводил» один к одному. Преподаватель был в шоке: «Этого не может быть! Куда ты его спрятал?» Теперь это и в актерстве меня выручает: в критической ситуации я не «борюсь» с текстом. Посмотрю на лист - и могу идти в кадр.

- Какого ученого потеряла наша оборонка… «Боевые части ракет» - кажется, так ваша «секретная» специальность в Бауманке называлась?

- Да, мог бы стать инженером-механиком «БЧР». Суперсекретным! (Смеется.) Но я не доучился. И, тем не менее, эти четыре года были самые великолепные годы студенчества, потому что в театральном вузе оно иное.

Алексей Гуськов в юности. Фото из открытых источников
Алексей Гуськов в юности. Фото из открытых источников

- Я где-то прочитал, что «юный провинциал» развлекался тем, что флаги с зарубежных посольств снимал. Было такое?

- Поскольку наше общежитие было в центре, то мы регулярно попадали на всякие культурные мероприятия. И да, бывало, когда наша сборная по хоккею выигрывала, мы в эйфории стаскивали флаги с посольства. Молодые же, глупые. Внутренний тупой восторг хрюкающий... Попадали в милицию, но нас отпускали, потому что мы орали "Интернационал". Никакого там в помине не было диссидентства или протеста.

- А как в вашей жизни появилась Школа-студия МХАТ?

- Основная причина моего ухода в театральный – это то, что в Москве я стал регулярно ходить в театр, и он меня ошеломил. Еще, наверное, сработало слово «фактура», которое я запомнил… Я не был «билетным мафиози», как многие студенты МВТУ, МИФИ, МАИ, МФТИ, но у меня была возможность попасть на Высоцкого на Таганку, на Эфроса… А какие спектакли ставили Захаров, Фокин, Морозов! Сейчас это кажется невероятным, а тогда перед «Женитьбой» конная милиция оцепляла Малую Бронную, охраняя входы-выходы, люди давились. Мы проникали в зрительный зал через буфет… Но окончательно меня «добил» режиссер Анатолий Васильев, на репетиции которого я попал.

- Расскажите.

- Васильев репетировал в театре имени Станиславского «Вассу Железнову», и все говорили про него «это гений, это гений». Мы и напросились – посмотреть. Я наблюдал с балкона и был, конечно, потрясен! Как у Булгакова в «Театральном романе»: «зеркало сцены, тёмный проём, и я туда просто упал»… Потом я ходил на его же «Серсо» с Алексеем Петренко в главной роли...

- В одной из публикаций именно Петренко назван вашим «крестным театральным отцом». Или это актерская байка?

- (Улыбается.) С одной стороны – байка, а с другой – быль, потому что после «Серсо» я посмотрел его «Агонию», «Двадцать дней без войны» и был под огромным впечатлением. Я как-то поздравлял Петренко с Новым годом и сказал, что он сильно повлиял на моё решение стать актёром. А в ответ услышал: «Прости, тёзка, за то, что я испортил тебе жизнь». Но, повторюсь, самым большим потрясением для меня были не спектакли, а именно репетиции Васильева.

Со своим педагогом Школы-студии МХАТ Е. Евстигнеевым. Фото из открытых источников
Со своим педагогом Школы-студии МХАТ Е. Евстигнеевым. Фото из открытых источников

«ДЕНЬГИ ПАХНУТ»

- Ваша первая картина – «Личное дело судьи Ивановой». Кинодебют в 27 лет – не поздновато ли?

- Это был естественный процесс. Я ведь поступил в школу-студию МХАТа – в 21, закончил в 25. Распределился в театр. Фильмов и, тем более, сериалов не плодилось как сейчас, это было штучное производство, долгое. Поэтому… все нормально. Потом уже, лет в 29, я сообразил, что я еще не старший брат героя, а уже не герой. То есть попал в промежуток, не туда, ни сюда, где-то между. Но как-то выкарабкался же?

А с фильмом «Личное дело судьи Ивановой» вышла занятная история. Там в главной роли – Наталья Гундарева, её мужа играл Сергей Шакуров, разлучницу - Марина Зудина. На роль парня, влюблённого в неё, Илья Абрамович Фрэз пригласил меня. Помню, должны были снимать эпизод, когда девушка моя уезжает, а я, провожая её, бегу за поездом. Я выучил роль, пришёл на Киевский вокзал в десять часов утра и… никого не увидел. В одиннадцать пришёл режиссёр. В двенадцать - оператор. Он очень удивился: «Что так рано? Тебе за поездом бежать, а он только в четыре часа отойдёт». В два часа у меня заболела голова, потому что я всё время повторял текст. В три - обнаружил спящего Шакурова. Я его растолкал и осторожно спросил: «Не повторить ли нам текст?» Он пробурчал: «Потом», - и снова уснул. Я был поражён, что он спит, но, когда раздалась команда «Мотор!», он сделал всё блестяще.

В фильме "Волкодав", 1991 год
В фильме "Волкодав", 1991 год

- Выходит, дебютировали в роли героя-любовника. Как же тогда вдруг стали «волкодавом», то есть угодили в «чисто бандитское» амплуа?

- (Смеется.) «Стрелялки-пулялки», «убегало-догонялово»… Тогда, в середине 1990-х, кино благополучно загибалось, поэтому предлагали однотипные роли. А как у нас обычно? Актёра ставят на поток и штампуют, штампуют. И чтобы этому противостоять, надо иметь мозги, мужество - я уж не знаю что, но от однотипного надо отказываться! А если нет, то уже через три года ты сам не соображаешь, кто ты такой, - и играешь одну роль - себя.

- Трудное дело – доказывать себе и режиссерам, что ты «разный»?

- Вы про самолюбие?

- И про то, что «не буду больше сниматься в однотипных ролях».

- Один из моих педагогов - Евгений Александрович Евстигнеев - говорил: «Никогда не играй для девятьсот человек в зале – играй для десяти. Пусть те – остальные - подтягиваются». Вероятно, это отсюда. И оттого, что… ну я не та «лошадь, что начала с галопа», поэтому не было такого потока и усталости. «Актер богат актерскими видениями» - написано у Михаила Чехова. А я расшифровываю дальше – «и фантазиями».

Мое продюсерство выросло вот из этих моих неких «мечт», из неудовлетворенностей. Мне всегда казалось, что во мне гораздо больше, чем я исполняю, и многое даже не пробовано. И надо попробовать. Только из-за этого я раз семь театры менял, и я об этом говорю с горечью. Сидеть – ничего не высидишь, только штаны протрешь.

- А кино спасает, если нет серьезных ролей в театре?

- Спасает, и я кино обожаю. Я в кино, наверное, больше понимаю, чем в театре.

В фильме "Четыре дня в мае", 2011 год
В фильме "Четыре дня в мае", 2011 год

- Поправьте если не так. В понятии человека, далекого от кухни кино, продюсер – это делец, вкладывающий сто рублей с тем, чтобы заработать миллион…

- Да перестаньте, что вы! Я бы был счастлив, если бы заработал ряд миллионов – я бы их тут же потратил в следующие проекты. Тем более, что идеи есть всегда, а ряд миллионов – отсутствует. Это на Западе продюсер может вложить свои личные средства в фильм и при удачном стечении обстоятельств вернуть их сторицей. А у меня таких денег нет.

Скажу вам больше: мне гораздо выгоднее существовать артистом - как артист я куда больше зарабатываю. Но я хожу по инстанциям и к богатым людям, сижу в приемных, кого-то уговариваю... Иногда уговорить удается, и тогда появляются фильмы «Граница. Таежный роман», «Мусорщик», «Охота на Изюбря», «Рагин», «Отец». Но никто никогда ничего не даст просто так. Надо крутиться.

В фильме "Граница. Таежный роман", 2000-й год
В фильме "Граница. Таежный роман", 2000-й год

- Для продюсера Алексея Гуськова важно на чьи и какие деньги снимать кино?

- Очень важно. Деньги же пахнут! Были случаи, когда от предложений нужно было отказываться… Мое продюсерство началось с того, что лет 15 назад два моих приятеля, один, кстати, из Бауманского, сказали: «Открой счёт, мы тебе денег на кино дадим». Мы с Серёжей Зерновым, моим партнёром по Пушкинскому театру, открыли счёт и на эти деньги сделали фильм «Дорога в рай», взявший, между прочим, приз ФИПРЕССИ (международный федерации кинопрессы) на XI Венецианском фестивале. А потом к нам пришли «приглаженные» ребята, заявив, что наша продукция принадлежит им. Пришлось разбираться с пацанами. Урок на всю жизнь! Бывало, что и семью прятал – угрожали-то нереально.

И так это потрясло, что четыре года к художественному кино я вообще не обращался, пока меня не реанимировал Георгий Шенгелия, которому очень благодарен за приглашение в картину «Классик».

В фильме "Классик", 1998 год
В фильме "Классик", 1998 год

«Я - РОЖДЕННЫЙ В СССР»

- Если бы не «Классик», могло бы так случиться, что Алексей Гуськов ушел из профессии?

- Были мысли всякие – и даже бизнесом заняться. Но – нет! А потом - что значит «уйти из профессии»? Меня же не к стенке ставили. А задавать себе вопросы: мое ли это – обычное дело для актера. А дальше ты сталкиваешься с хорошим режиссером, с изумительным материалом, с блестящими партнерами, оператором. И понимаешь, что ты просто себя обманывал… (Смеется.) Обманывал! А на самом деле никуда уходить и не собирался.

- Скажите честно: вы сами-то знаете, какое кино нужно снимать, чтобы и на века, и чтобы уложить «на лопатки» Канны?

- Во-первых, надо отделить Канны от зрителя, потому что это две совершенно разные аудитории и цели-задачи у них абсолютно разные. А во-вторых, на этот вопрос ни один продюсер не возьмется отвечать. Если для зрителя, то предполагаемо, что это, конечно же, должна быть очень национально-патриотическая картина, в основе которой обязательно должна быть зрелищная история. Тогда будет успех обеспечен, о чем говорят та же «9 рота», «Турецкий гамбит»…

- На сегодняшний день какую свою картину считаете самой значимой?

- Если как продюсер, то анимационный фильм «Незнайка на Луне», которым горжусь, потому что долгое время ничего подобного в России для детей не делалось. Что последние 15 лет смотрели по телевизору наши дети? Сплошные черепашки-ниндзя, джых, бух, бах…

- А как актер?

- Я, например, назову такое кино, как «Жертва для императора». Мало, наверное, кто его видел. Это Куприн, 1905-й год, и вот сейчас держитесь за стул - я там играл японского резидента. История вообще занятная. Я приехал в Питер на пробы, естественно, русского контрразведчика. Наклеили мне усы, волосы так, сяк зачесали, массу отщелкали фотопроб, а на прощание, что называется, мы с режиссером на память снялись. Я уехал, а Роза Орынбасарова (она-то и была режиссером картины) отправилась в японское консульство показывать снимки. Никто там не понравился из казахских актеров, а в основном они и пробовались на резидента - ну, понятно, монголоидный тип лица... И вдруг консул случайно увидел нашу совместную с Розой карточку, тут же показывает на меня: «Вот это и есть резидент, полковник японского генерального штаба». Достал альбом огромный, говорит: «Вот, смотрите – лица». И лица, действительно, были либо такие вот огурцеподобно вытянутые, как у меня, либо четко выраженный скуластый, этакий китайский тип. Вот, таким образом, есть у меня подобное кино, я его с удовольствием вспоминаю и люблю.

- Еще какие киноленты вам дороги?

- Все ведь зависит от тех людей, с кем ты встречаешься в начале пути, а мне очень везло. Косвенно ли, впрямую ли – не важно. Та же «Жертва для императора» была большим счастьем для меня, потому что имела отношение к мастерской Алексея Юрьевича Германа. Уже то, что я с Германом чуть-чуть соприкоснулся – это большая удача, а ведь он – гений, чего говорить. Не иначе как счастьем назову то, что дальше в моей жизни появились Митта Александр Наумович, Фрид Валерий Семенович – обязательно эти фамилии напишите. Также как и многие из моего поколения – уже упомянутый Георгий Шенгелия, Абай Карпыков, Бахтиер Худойназаров… А география какая! Есть такой альбом у Шевчука «Рожденный в СССР». Так вот и я – рожденный в СССР, и ничего плохого в этом нет. Поэтому я и сейчас любому скинхеду башку прошибу, если он тронет какого-нибудь таджикского ребенка.

- Вы это серьезно?

- На полном серьезе! Потому что не существует в современном мире братства по крови, и его, наверное, никогда не существовало. Есть братство по духу. По духу! Все остальное – ерунда. Как жлобье есть среди нашей нации, так есть жлобье и «зверьки» среди любой азиатской нации. К сожалению, сейчас мир переходит уже в войны религиозные, что уж совсем вне правил. А фанатизм – это страшная штука.

В фильме "Мусорщик", 2001 год. Любопытно, что А. Гуськов и О. Судзиловская родились в один день - 20 мая
В фильме "Мусорщик", 2001 год. Любопытно, что А. Гуськов и О. Судзиловская родились в один день - 20 мая

ОТ ПОКЛОННИЦ СПАСЛА ЖЕНА

- По каким правилам живет Алексей Гуськов?

- Я думаю, по тем, что давно уже написано – две тысячи лет назад в «Библии». Поэтому и у меня законы - общечеловеческие, библейские. А все равно не преступать невозможно…

- Какой соблазн самый страшный для вас?

- Все!

- Вот вы «новое русское кино девяностых» назвали «убегало-догоняловом». А я только что прочитал в интернете откровения типа «балдею от мерзавца Гуськова в «Волкодаве» и «Диком пляже». «Обожаю», «умираю», «хочу»…

- Правда? А я этого не читал. И врать не буду – мне это приятно. Если у меня есть своя аудитория, значит, я произвожу такой восторг…

- А какие у вас отношения с поклонницами? К примеру, Михаил Боярский рассказывал, что после «Трех мушкетеров» его так доставали, что он вынужден был применить грубую мужскую силу…

- Нет, у меня такого не было. Я же понимаю, что у этих девочек-старлеточек есть интерес к некому потенциальному образу мужчины героя. Но я очень быстро сориентировался, и как только появился бурный интерес к моей персоне, я сразу выставил заслон - жену! То есть всем дал понять, что я пацан семейный. И все схлынуло мгновенно. А то, что узнают на улицах, улыбаются, автографы просят – это ж хорошо. Мне никогда не хамят, поэтому не велика проблема...

Знаете, я был в Венеции в 1994-м году на фестивале. И на моих глазах приехал Шварценеггер. Десять человек охраны, лимузин, ну все как положено. Ему надо было пройти в зал. Но невероятно огромная толпа вмиг окружила его. И он стоял 40 минут и всем раздавал автографы. Вот это было для меня, конечно, откровение… Надо же понимать, что поклонники – часть профессии. И не самая худшая, кстати.

А. Гуськов и Л. Вележева. Фото из открытых источников
А. Гуськов и Л. Вележева. Фото из открытых источников

- У вас семейный стаж – более 20 лет. Если честно, по холостяцким временам тоскуете?

- Да так давно это было, что – честно – не помню. Мне всегда комфортно было – сначала вдвоем с Лидой, теперь вчетвером... А есть еще дочка старшая от первого брака – Наташа, с которой мы тоже дружим, она даже посвящает меня в свои тайны.

- Лидия Вележева - не только известная актриса, а еще и красавица. Наверное, это тяжелая мужская ноша – ходить вокруг нее, образно говоря, с берданкой, охранять, никого не подпуская на пушечный выстрел?

- Не знаю, есть ли в этом смысл?! Свинья грязь найдет. Тут важны договоренности. Мы с Лидой из таких семей, где мораль, нравственные ценности – не пустой звук. Мы никогда друг друга не проверяли, не следили – мы доверяем. Иначе нет смысла жить вместе.

- Кстати, ваша супруга как-то призналась, что из-за нее вы можете разорвать на части хоть Майка Тайсона…

- (Смеется.) Ну нет, не так она говорила… Мы раньше жили в темном районе Москвы и пару раз – да - приставали к нам какие-то парни. А в критические моменты я реагирую быстро, говорю: «Пацаны, прежде чем сейчас начать махать руками, вы подумайте. Потому что одного или двух из вас я просто убью!» Самое удивительное, что действует и на этом все заканчивается.

- Роман был красивый?

- Я свою мадам впервые увидел по телевизору - в фильме «Государственная граница», где Лида снялась в 14 лет. Вот ведь еще совпадение: ее первый фильм назывался «Государственная граница», а мой, громкий и удачный, — «Граница. Таежный роман». (Смеется.) Видите, как много для нас обоих кино про границу значит?! Увидел, и так мне эта девочка понравилась…

А потом, я уже работал в Москве в театре «Детектив», мне звонит руководитель Василий Борисович Ливанов: «У тебя новая партнерша». Всю репетицию меня не оставляло ощущение, что я свою новую партнершу где-то видел. И только уж потом, когда роман закрутился, я сообразил. Оказалось, что она и родом из Киева, и жили мы по соседству… А роман был бурный.

- Я слышал какую-то историю, которая ему предшествовала, связанную…

- Со спичками? Все так и было. «Спичечная любовь» - можно так и написать. Я попросил у Лиды спички, чтобы прикурить, и не вернул. Она до сих пор считает, что я это сделал специально – «клеился». Я же не отдал по обычной шофёрской привычке. Вот вам и женская логика.

А. Гуськов и Л. Вележева. Фото из открытых источников
А. Гуськов и Л. Вележева. Фото из открытых источников

- Если бы у вас было немножко свободного времени, на что бы вы его потратили?

- Все на то же и ни на что другое. Все ноют, как они устали и что безумно хотят отдохнуть. И я также ною. Но когда уезжаю куда-то на отдых, я совершенно разваливаюсь на огромное количество частичек. Я без работы болею. Значит, я, наверное, трудоголик, и надо смириться с тем, что, видимо, помру на бегу и в этом моя судьба. Мне это нравится. К счастью, пока у меня есть возможность делать то, что у меня вызывает интерес, влюбляться в идею и людей, которые её осуществляют. Потому что как только это уйдет, - все, ставь точку на профессии.

- Значит, когда я вам в течение нескольких месяцев звонил, а вы то «летите», то «на репетиции», то «обсуждаете сценарий», вы действительно…

- (Перебивает.) Ну иногда я просто вру… Потому что, бывает, мне нужно спрятаться. Ведь чем больше меня узнают на улице, тем меньше я могу побыть с самим собой. А хочется подумать, почитать, просто полениться. «О, Дельвиг, ты достиг такого ленью, чего другой трудом не достигал!» В остановке безумного бега тоже ведь есть некое возвышение и озарение. А дел действительно достаточно много. И сценариями занимаюсь - их аж пять, и все готовятся для производства на «Студии «Ф.А.Ф.», где я генеральный продюсер. А это долгий процесс. Как моя практика показала, от задумки до воплощения замысла проходит три-четыре года. А успешен он или провален – становится понятно только в зрительном зале на премьере.

- Неужели в вашей жизни нет места побочным увлечениям, тайным и необычным хобби? А то вон, например, знаменитый Макс фон Зюдов, говорят, разводит ослов…

- Может, и я бы ослов разводил, но нет возможности. У меня даже дачи нет. На нее ведь тоже нужно много времени потратить. А мне его жалко.

А. Гуськов со своими студентами в Школе-студии МХАТ. Фото Игоря Герасева
А. Гуськов со своими студентами в Школе-студии МХАТ. Фото Игоря Герасева