Аннотация:
Старшеклассник Ринтаро Нацуки собирается закрыть букинистический магазин, который унаследовал от любимого дедушки. Но однажды самым обычным днем среди стеллажей появляется говорящий кот по имени Тигр. Он увлекает подростка за собой в захватывающее путешествие, цель которого — спасение книг. Сначала от интеллектуала, запирающего сотни томов в шкафу, затем от профессора, маниакально кромсающего страницы ножницами… Что ждет юного Ринтаро и его подругу Юдзуки на этом пути и как им спасти все книги, оказавшиеся в опасности?
___________________________
Всем привет, друзья! С вами Ищущий, и мы ищем хорошие книги : )
Сегодня я хотел бы поделиться с вами впечатлениями после прочтения произведения "кот, который любил книги".
Сразу хочу уточнить, что несмотря на лаконизм изложения, посыл считывается достаточно легко. Все буквально лежит на поверхности, и вы или согласитесь с теми идеями, которые заложены сюда писателем, или нет. Просто я не могу сказать, что я согласен со ВСЕМИ выдвинутыми тут тезисами. И не стоит забывать о том, что все люди бывают разными, и потому у каждого из нас СВОЯ причина погружаться в очередной мир с помощью толстого (или не очень томика), который может подарить увлекательное приключение.
Или раскрыть исторические предпосылки и причины появления какого-то религиозного движения. Или рассказать что-то увлекательное и необычное про человека, чьи открытия повлияли на наш мир. В конце концов книги бывают не только художественными, но и техническими, или узко-специализированными. И не стоит, в конце концов, забывать про учебники. Их можно недолюбливать, но они не перестают также быть книгами, если так задуматься : ) И они тоже имеют право на счастье и быть любимыми той странной категорией учеником, которым нравится учиться.
Так что спасибо автору за то, что он поднял достаточно интересные темы своей работой и заставил меня задуматься над тем, зачем, в принципе, я собираю и читаю книги. Точнее, зачем я собираю свою собственную библиотеку. А не беру их, например, в библиотеке, чтобы прочитать один раз, и вернуть произведение обратно. Кстати говоря, этот экземпляр я именно там и брал : ) И теперь в легких сомнениях относительно того, хочу я себе это произведение домой, или обойдусь. Не хочу сказать, что книга мне не понравилась, но для меня это одноразовая история.
К которой нет смысла возвращаться снова через некоторое время для того, чтобы освежить эмоции. Не настолько уж эта история сложная в плане подачи, чтобы забывать основные посылы, озвученные здесь автором. ИМХО, разумеется. Если кто-то захочет себе домой эту книгу, то это замечательно, друзья.
Касаемо сложности текста или глубины вопросов, которые здесь поднимаются, то вынужден, пожалуй, немного огорчить - история написана легким и скудным языком. Здесь не будет глубоких и ярких образов, которые впечатляют и заставляют наслаждаться каждой строчкой. С другой стороны, мне именно такая подача и нравится. Это не та история, которая нуждается в многочисленных отступлениях и описаниях. Все лаконично, сухо, и по существу. Так что в моем случае это не замечание или претензия к автору, а наоборот - желание похвалить его за выбранный стиль.
Он прекрасно подчеркивает и выделяет те идеи, которые и хочет рассказать нам писатель через приключения своих персонажей. Заставляет задуматься о том, зачем мы покупаем и читаем книги (если мы это конечно же делаем. Я вполне охотно верю, что есть люди, которые давно предпочли такому формату усвоения информации видеоуроки или выступления разных специалистов в своей сфере. В конце концов, как мне кажется, главное усвоение полученной информации. А КАК её получает человек - это уже его личное дело.
И да, название не является кликбейным - здесь действительно будет кот. Как один из действующих персонажей. И да, он любит книги. Настолько сильно, что даже вступает ради в них в неравные схватки с теми, кто согласно его, кошачьему представлению, является недругом своих любимцев. Здесь мы уже ступаем на скользкую философию, так как не во всех случаях я согласен с "обвинениями" персонажей или "спасением" тех историй, которые якобы где-то томятся.
Но пускай это останется на совести создателя истории. В конце концов, он своей цели добился - я прочитал его работу, и даже много думал над теми тезисами, которые здесь были озвучены. И как бы банально не звучала фраза про то, что писатель поднимает банальные темы, иногда такие вещи просто необходимо повторять. И вообще, что плохо в повторении очевидного? Все мы знаем, что воровать и обманывать плохо. Как и обижать своих близких, изменять женам/мужьям.
Но почему-то это продолжает происходить в мире. Хотя все знают, что это плохо. Странно, правда?
Поэтому и Сосукэ Нацукава в "коте, который любил книги" задает очень правильные вопросы - зачем мы читаем книги. Почему мы их так любим. Должны ли они быть самоцелью, или в них заложен немного большее, нежели просто страницы, покрытые красками и чернилами. И многое другое. И да, пускай у человека своя, ярко выраженная точка зрения на некоторые современные события и тенденции, в совокупности всего озвученного им я даже могу согласиться с его посылом в целом.
Который заключается в том, что книги нужно читать. И что книги нужно любит. Остальные моменты уже являются частными примерами, которые при желании можно оспорить, так как там не все столь однозначно, как показано в самой истории.
Но посыл, повторюсь, на самом деле правильный. И я тоже не считаю, что книги устарели или потеряли свою уникальность. Они могли перерасти свой бумажный носитель, измениться в плане формата - стать цифровыми или даже получить шанс быть озвученными прекрасными и красивыми голосами. Но в своей сути они как были книгами, так ими и остаются. И автор предлагают нам не просто не забывать про них, и возвращаться снова для чтения любимых историй. Но и оберегать и любить.
Потому что именно здесь я увидел ту самую тенденцию, которая уже была озвучена в некоторых прогрессивных странах - переписать и переделать классические истории для современных читателей. Как вам идея в "маленьком принце" сделать главного героя девочкой? Дескать, это необходимо для того, чтобы привлечь женскую аудиторию, которая обходит книгу стороной. Не написать свою собственную историю, а переделать уже существующую. Что по мне, так звучит странно, нелепо, и ... отвратительно что-ли.
А это, между прочим, одна из проблем, которая озвучена здесь. Так что повторюсь, друзья - давайте любить и беречь свои любимые книги. Они тоже нуждаются в нас, как и мы нуждаемся в них.
И, как уже писал ранее, увлекательной историю не назовешь. Это скорее концептуальный текст, нежели полноценное произведение, с которым провели тщательную работу. Не имею ничего против такой подачи, но понимаю, что кому-то такой формат может показаться сжатым и недоделанным. Впрочем, снижать за это оценку я не вижу смысла, так как меня это устроило. А вот что действительно немного расстроило, так это отсутствие привязанности к приключением героем.
То есть с ними что-то происходит, возможно, что даже угрожает для их здоровья, но у меня не возникает привязанности, симпатии или сопереживания к их злоключениям. Прежде всего я уверен в том, что все обойдется. Не знаю почему, но такая уверенность возникла с первых же строк, так как сама манера повествования дает понять ,что это не "игра престолов," в которой может случиться ЧТО УГОДНО.
Так что если вы ждете щекотливую историю, способную вызвать у вас сильные эмоции во время чтения, то... вы немного ошиблись, друзья. Точнее, эмоции роман вызовет, это правда. Но не те, которые вы ожидали. И не таким образом, как скорее всего ожидали. За этот прием, опять же, автора хочется уже не ругать, а похвалить. Мне понравилось то, как он это все провернул и принес нас в виде готового сюжета.
Что касается испытаний, которые проходит главный герой (мальчик Ринтаро), то они получились... пресноватыми. Отсутствует ощущение реальной опасности, про которую ранее предупреждал кот своего нового друга (да, тут кот говорит и даже вполне разумен. Так что не удивляйтесь, хд). И я не понимал что произойдет в том случае, если вдруг мальчику не удастся пройти квест - "освободить" книги от заточения. Ведь, если вспоминать те испытания, которые он проходит, они ему никак не угрожают.
Он просто сталкивается с разными людьми, чьи взгляды и отношение к книгам отличаются от его. Здесь нет физической угрозы, моральной расправы над ним. Никто не грозится затаскать его по судам, и нет попытки запугать. Так что повторюсь, что я не совсем понимаю о каким опасностях предупреждал мальчика кот, когда предлагал отправиться ему в неведомые лабиринты с комнатами для того, чтобы спасти его "друзей" от беды, в которой они оказались.
И вообще, некоторые сцены тут откровенно странные. ИМХО, разумеется, но я не могу согласиться с некоторыми умозаключениями Ринтаро, которыми он якобы побеждает в споре.
От чего конкретно спасает мальчуган книги?
На этом концепте и построено все произведение. Я не буду перечислять все лабиринты в подробностях (так как спойлеры зло) и позволю пробежаться в ЦЕЛОМ об идеях и ситуациях, которые были здесь озвучены автором. Ну и я согласен с тем посылом, что книги действительно могут быть очень уязвимы и зависимы от людей и их поступков. В некоторых странах вообще были запрещены целые авторы или ниши в определенные периоды жизни. Не осуждаю, просто привожу как пример прямого влияния человеческих решений на то, что кажется бессмертным.
Про это очень хорошо писал в свое время еще Рэй в одноименном произведении "451 по Фаренгейту".
Книги могут остаться без души (если вдруг вы не знали, то у них есть своя собственная душа и даже самосознание), потерять свое предназначение или перестать существовать как идея, если их не передавать из рук в руки, а запереть в тесных шкафах, и никогда не перечитывать и не прикасаться с ним. Просто держать как часть интерьера, чтобы случайные гости дома при виде книжных стеллажей восхищенно качали головой (словно сейчас этим можно кого-то удивить). Фактически не читая эти многочисленные тома, которые будут медленно чахнуть и умирать без постоянного читателя.
Они могут потерять свою душу если кто-то решит их урезать и сокращать (не проходит по формату, слишком объемное произведение, современному читателю не нужны эти ненужные описания, и так далее), а то и вовсе выпускать краткие пересказы для тех, кто хочет прослыть начитанным, но кто не хочет сам знакомиться с очередным произведением. Кому не хочется пройти длинный путь вместе с героями и прожить их жизнь.
Другие классические произведения могут просто затеряться среди тонны мусора и посредственной литературы, которая выпускает каждый год тоннами, перегружая книжные лавки, и не давая возможности действительно хорошим историям быть найденными и прочитанными теми, кто жаждет новых миров и ярких приключений. А равнодушные к их боли издательства будут продолжать штамповать всякую макулатуру по принципу "пипл хавает", и мы делаем деньги. Не Достоевского же издавать, который осядет мертвым грузом, и не будет никому нужен.
С каждым испытанием герою приходится бороться, подыскивать слова и аргументы, чтобы убедить пленителей в ошибочности их взглядов. Что так нельзя поступать с книгами, которые являются друзьями. Их нужно любить, о них нужно заботиться. Если же обращаться с ними как просто с вещами в доме, то они могут зачахнуть и даже умереть. Ну или как-то так. Может быть некоторые мысли автора я понял не совсем верно : ) Но основной посыл именно такой.
Ну а последняя комната и вовсе является странным сюрреализмом, так как здесь наш герой сталкивается с КНИГОЙ. Я так понимаю, что это образ всех книг, которые обрел самосознание и страдает от человеческих глупостей, с которыми он лезет к своим бумажным друзьям, навязываем им свою волю, и не хочет слышать вторую сторону этого взаимодействия между произведением и читателем.
Такая вот незамысловатая история : )
Она не претендует на оригинальность или гениальность, но подкупает своей непосредственностью и ненавязчивостью с точки зрения подачи сюжетной линии. Мне действительно понравились идеи и образы, предложенные автором. Единственное, что я не согласен с некоторыми выводами, но это уже мелочи. Главное, что посыл действительно верный. В погоне за "модой" люди могут покупать книги не ради того, чтобы читать их и возвращаться к ним снова. А просто чтобы прослыть начитанными и умными. Они могут превратить их не в верных друзей, которые раскроют им свои секреты, а часть домашнего интерьера.
И я не говорю, что это плохо. Но даже признавая книги скорее как идею (а не конкретный бумажный носитель) я все-таки испытывают странное ощущение привязанности именно к таким вот физическим носителям знаний. И если у меня есть возможность выбрать в каком формате познакомиться с новым творением любимого автора, то я всегда выберу бумажную версию. Просто потому, что мне так приятнее читать.
Хочу сказать спасибо Сосукэ за это приключение, но вынужден повториться, что для меня "кот, который любил книги" не стал открытием. Да, это хороший роман с правильным посылом, но перечитывать это снова у меня желание скорее всего не возникнет. Так что твердая четверка и поднятый вверх палец, друзья.
Четыре балла из пяти.