Найти тему
dinVolt

Мастерская операторская работа в "Атаке титанов", которую никто не замечает

К этой статье прямо просится цитата из песни: "Зря вы считаете игры глупыми - в них возможно что угодно". Речь у нас, правда, сегодня пойдёт не про игры, а про анимацию, а конкретно - про "Атаку титанов" (если что, статья без особых спойлеров).

У анимации всегда было (есть и будет) одно преимущество перед фильмами с живыми актёрами - нарисовать можно, что угодно, и всё ограничивается исключительно рамками фантазии. Это, конечно, очевидный факт, но, согласитесь, обычно мы это воспринимаем исключительно с такой, скажем так, "сюжетно-повествовательной" точки зрения - что можно нарисовать путешествие в глубины космоса, какого-нибудь невозможного физически монстра, изобразить какие-то страшные вещи не такими страшными, ну и так далее. Но при этом как-то из внимания ускользают такие, сугубо "технические" вещи, за получают "Оскары" кинооператоры или звукорежиссёры.

Одна из таких вещей - это работа камеры. Вот эти все углы съёмки, движения камеры, длинные и короткие планы, и всё такое. Понятно, что в мультфильме реальной камеры на самом деле нет, но суть в том, что, на самом-то деле, у "анимационного оператора" есть своя вымышленная камера, которая должна "снимать" ровно по тем же правилам, что и камера кинооператора.

И "Атака титанов" в этом плане - это просто нечто. Это аниме можно просто растаскивать на учебники по операторскому мастерству. Самый простой пример из первых серий - когда инструктор Кит Шадис показывает новобранцам, кто тут главный. В этом кадре нет ничего такого, "анимационного", точно такой же можно смело снять обычной камерой с живыми людьми. Но как же он хорошо выстроен - два человека просто стоят довольно далеко, поэтому они меньше, но чисто визуально это считывается так, будто инструктор Шадис просто огромный. Он даже не помещается в кадр (хотя обычно "обрезать" человека нельзя, но это тот случай, когда это правило можно и нужно нарушить). Снимают его снизу вверх, и смотрит он прямо в камеру - мы как зритель в этот момент ощущаем, что он вот прямо над нами нависает. Ну и добавляет этому образу мрачности тот факт, что свет падает со спины, поэтому его лицо находится в тени. Ну отлично же

Ну и конечно, особенно впечатляюще это смотрится, когда вот эта вседозволенность анимации накладывается на достаточный бюджет и доступное художнику время плюс экшн-сцену. Самый заметный пример из этого - это вторая серия третьего сезона "Атаки титанов", когда Леви сталкивается с отрядом Кенни.

Он сбегает (ну, точнее, слетает) от них по прямой улице, но камера делает полный облёт, сначала показывая стартовую ситуацию, потом тех людей, которые за ним гонятся, потом - то, что он видит перед собой, поиск цели, куда лететь. И заканчивается всё пролётом сквозь стену местного трактира и вновь кадром в профиль - погоня завершена, начинается следующая сцена. И это всё "снято одним дублем", без смены кадра. Тоже, вроде, ничего фанастического, но всё равно - снять то же самое вживую? Ну, прям вряд ли, вряд ли, это просто невероятно сложно, даже если подключать компьютерную графику в помощь.

-2

Но мой любимый пример - конец четвёртого сезона (конкретно - семнадцатая серия). Итак, один из титанов, скажем так, ранен - его плечо пробито насквозь кристальным копьём. Камера тут, наоборот, фиксированная и медленно летит вперёд. Титан прыгает вперёд, цепляется за одно из копий, проворачивается вокруг него, уходит "оператору" за спину за счёт этого проворота, а потом прыгает вперёд, снова обгоняя камеру. И при этом последнем манёвре "камера" пролетает сквозь отверстие в его плече.

-3

А знаете, что самое крутое? Эта сцена занимает примерно полторы секунды (а пролёт камеры вообще занимает примерно два-три фрейма, меньше чем полсекунды). То есть, художник, который её рисовал, прекрасно понимал, что он рисует полуторасекундную зарисовку, которую в пылу большого и напряжённого сражения никто и не заметит (вы ведь тоже не обратили внимания, правда?) - и всё равно он захотел привнести в этот эпизод что-то нестандартное, что-то креативно, что-то своё.

Мне кажется, что вот именно такое отношение к своей работе, к своему творчеству - это главное, благодаря чему на свет и появляются шедевры кино и анимации.