Найти тему
Николай Стародымов

Вернувшийся с войны герой... Кормивший страну хлебороб... Кто истории более ценен?.. Расскажу историю, которая предлагает об этом подумать

Иллюстрация из интернета
Иллюстрация из интернета

Недавно мы вспоминали, что джинсы запатентованы ровно 150 лет назад – своеобразный юбилей. Происходит же название этих всемирно популярных штанов, от имени французского города Ним, в котором некогда ткали полотно лучшего в Европе качества, из которого и шили самые первые прообразы нынешних столь распространённых ноговиц.

Так вот, несколько лет назад по телевидению показывали очень интересный фильм про этот город. Особенно на меня произвела впечатление история его появления на карте Европы – история насколько познавательная, настолько же и поучительная. Которой мне хочется с вами поделиться. Не потому, что это вожделенная заграница, а именно потому, что история – из тех, над которыми задумываешься.

Итак, немного об истории города Ним, что на юге Франции. И город красив, и достопримечательностей много, и вообще – из тех, сюжет о котором посмотришь, и сразу очень хочется посетить; даже если понимаешь, что желание это навряд ли когда осуществимо.

Город возник не на пустом месте, здесь издревле располагалось небольшое поселение галльского племени вольков.

…Так уж повелось в биологии, что соседи постоянно воюют между собой – даже представители одного вида (а иной раз, именно представители одного вида – наиболее ожесточённо). Эту тенденцию человек унаследовал от своих животных предков. С одной лишь разницей: в природе идёт борьба за кормовую базу и самок, человек же объясняет свою воинственность некими мало кому понятными «геополитическими государственными интересами».

Так вот, примерно за столетие до наступления переломного рубежа времён, когда летоисчисление с пометкой «до нашей эры» перетекало в первый век по Рождеству Христову, южногалльский народ вольков, о котором идёт речь, подвергся нападению и разграблению со стороны другого галльского племени, пришедшего с севера. Дело обычное для той поры.

А через некоторое время великий завоеватель Юлий Цезарь во главе римской армии отправился покорять Северную Галлию. Путь латинских легионов проходил через земли лояльных вольков… Соответственно, к римскому войску охотно присоединился и отряд воинов-вольков – хотелось поквитаться, это во-первых, ну и параллельно элементарно поживиться, разумеется.

И вот она – судьба! Командир этого отряда… Имени его я на слух не воспринял, разобрал только, что оканчивается оно на «-икс», как все имена в знаменитом фильме с участием Депардьё про галльскую деревню и волшебное питьё… Но собственно имя сейчас не принципиально. Я веду речь не о конкретном человеке, а о значении единственного поступка, единственного поворота судьбы, которые определяют всю последующую жизнь.

Наверное, в жизни каждого человека случается момент, когда требуется принять кардинальное решение: идти куда-то или остаться на месте; оказавшись у развилки, в какую сторону повернуть; высказать своё суждение по принципиальному вопросу или промолчать «во избежание»… Побежать за готовым отправиться автобусом или подождать следующего, в конце концов, с какой стороны обогнуть оказавшийся на пути куст сирени!.. Каждый из этих поступков нередко определяет весь дальнейший жизненный путь!

И сделать вывод о том, какое решение на тот момент станет правильным, сможет только время, будущее, когда оно уже наступит и придёт пора собирать разбросанные ранее камни.

В конце концов, великая картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье», на мой взгляд, являет собой наглядную иллюстрацию такого выбора на все времена. Куда пойдёшь – то и получишь!.. В этом выборе нет только одного-единственного варианта – вернуться назад. Перед каждым человеком вперёд стелется множество путей, но пройденный путь всегда один. Даже при наличии машины времени никому не дано его повторить дважды.

Увлёкся я рассуждениями. Вернёмся в ту галльскую деревеньку, исконное название которой история не сохранила.

Каждый житель того селения, о котором идёт речь, в тот знаковый день принял собственное решение. Кто-то остался дома, кто-то ушёл в неведомое… И тем определил свою судьбу.

Уже упоминавшийся выше юный вождь возглавил отряд вольков-добровольцев и примкнул к войску Цезаря, желая отомстить обидчикам. И прошёл с его легионами через Лютецию до Нормандии, побывал в Англии, затем оказался в Греции и впоследствии добрался даже до Египта… А затем, после четверти века службы, получил повеление от преемника Цезаря, императора Августа, вернуться на родину и построить город, имя которому стало Нимаус, впоследствии сократившегося до Нима…

Что ветеран и сделал, назначив «генподрядчиком» «госзаказа» своего уже взрослого сына.

…Смотрел я передачу с большим интересом. И думал – думал о разном. В частности, старался понять, представить себе побудительные поступки людей той давней эпохи.

Вполне закономерно, что многие из соплеменников безымянного вождя в тот канувший в Лету день, когда на совете общины решали, отправляться ли на помощь Цезарю, уклонились от похода. Остался такой человек дома. Вполне возможно, что именно благодаря этому решению остался в живых, и был счастлив в семейной жизни… И дожил до дня триумфального возвращения своего воинственного, посечённого шрамами и обласканного двумя императорами, соплеменника…

И вот думалось мне… Какие чувства он, тихий мирный домосед, мог испытывать при встрече?..

Досадовал ли, что жил тихо-мирно, что мир не повидал, всю Европу своими форменными кальцеями-сапогами не промерил?.. Завидовал ли он, состарившийся «тихий вольк», своему односельчанину, ушедшему некогда в неведомое, и вот теперь вернувшемуся в богатстве и славе, да ещё и с наградным личным золотым знаком Августа?.. О чём думал он, слушая рассказы ветерана о неведомых странах – от туманной Британии до Египта с его пирамидами?..

Вспоминал ли состарившийся на родной земле пейзанин жаркие споры на давнем сельском сходе, после которого и решил кормиться со своей плодородной делянки, оставив стремление завладеть заморскими сокровищами не пожелавшим ковыряться в земле сверстникам?..

Возможно, что и завидовал. Возможно, что и вспоминал…

А его дети и внуки, текла дальше моя мысль, завидовали ли детям и внукам того осенённого ореолом героя пассионарного вождя?.. Вот тут вопросительный знак как-то развеивается – по всей видимости, завидовали! Кто его знает, быть может, и осуждали отца, стыдились его нерешительности, проявленной четверть века назад… Вполне ведь возможно?..

Дети хотят гордиться отцом. Между тем, прошедшим войну ветеранам славы всегда достаётся больше, чем хлеборобу. О справедливости этой закономерности можно спорить, но сам факт оспорить невозможно.

Ну а теперь вернусь к мысли, которую уже приводил в начале публикации. Насколько много зависит в судьбе человека от того, чтобы в некий момент принять верное решение!

Хотя, погоди-ка, одёрнул я сам себя: можно ведь взглянуть на ситуацию и иначе! А кто в данной ситуации определил, что «тихий вольк» решение принял неправильное?.. Да, он не участвовал в войнах, разве что в стычках по защите родного сельца – но это уже из области предположений… На его руках, вполне вероятно, не имелось крови убиваемых врагов… Он всю жизнь выращивал хлеб, возделывал виноград или оливы, и пас скот, кормил людей.

Кто сказал, что эта миссия на земле менее важна?

И потом, есть ведь и ещё одно обстоятельство, которое, думается, следует учитывать…

Нам история сохранила свидетельство о судьбе того безымянного вождя, которому, если разобраться, и в самом деле, здорово в жизни повезло. Сколько тысяч километров он прошёл дорогами Европы и Африки, в скольких кровопролитных сражениях участвовал!.. И – вернулся!.. Но мы ведь представления не имеем, сколько человек из ушедшего с ним отряда вернулось на родину, а сколько сгинуло без следа в чужих землях, ради интересов чуждого римского императора, сколько односельчан, искалеченных, пропадало в нищете неведомо в каких народах.

Мы знаем, что один вернулся в славе и богатстве. Мы представления не имеем, сколько его соратников сгинуло!

Так что вопрос следует поставить иначе. Как много в судьбе человека зависит от того, которое из верных решений он примет, причём, только в данный конкретный момент!

…На этом бы и завершить публикацию. Однако, коль уж речь зашла, ещё парочка абзацев…

На протяжении тысячелетий перед человечеством регулярно вставал вопрос о необходимости поставки воды к местам обитания.

Возле города Ним расположен древнеримский акведук, построенный в середине первого века до нашей эры. Он перекинут через ущелье, по дну которого протекает река, длина моста-водопровода составляет почти триста метров, высота в три яруса, около полусотни метров… Все три яруса арочные, построены без извести. Главное предназначение акведука – доставка к городу воды из родников, которые расположены в полусотне километров от него. Поступать воде предстояло, конечно, самотёком, а соответственно на всём протяжении гидротехнического сооружения от строителей требовалось выдерживать ровный постепенный уклон. Римские инженеры с задачей справились поистине блестяще, и акведук на протяжении полутысячи лет исправно выполнял своё изначальное предназначение.

После того, как Южная Галлия отпала от Рима, акведук на долгие века пришёл в запустение, постепенно перестал функционировать – таковы последствия всех социальных потрясений, когда на смену созидателям приходят варвары-разрушители. Его использовали как пешеходный мост, что, по всей видимости, и спасло строение от разрушения.

…Я понимаю, что информация об акведуке не имеет отношения к противопоставлению философии двух вольков – воинственного и земледельца, но коль уж речь зашла…

Да, к слову!.. Российским городом-побратимом Нима является Ростов Великий…