Найти тему

Развиваем самостоятельность у детей

Осваиваем навык самостоятельного мытья машины
Осваиваем навык самостоятельного мытья машины

Регулярно получаю этот вопрос от родителей: «Как развить в детях самостоятельность?», а в последнее время почему-то очень часто от учителей: «В школу стали приходить очень несамостоятельные дети, за которых родители делают всё — от домашки до сбора портфеля. Что посоветовать родителям?»

Я всегда теряюсь от подобных вопросов, потому что... ну это просто твоя рутинная работа с твоим ребёнком. Это не какой-то урок, тренинг или приём. Это буквально ежедневное отслеживание того, что ребёнок, согласно его возрасту, уже может делать сам, демонстрация ему этих навыков и прокачка, прокачка, прокачка. И всё же попробовала собрать свои мысли на тему.

Итак, что потребуется родителю для развития навыка самостоятельности у ребёнка?

Навык самостоятельного выпекали печенек
Навык самостоятельного выпекали печенек

1. Хотя бы базовые знания о возрастной периодизации, о том, что ребёнок должен уметь в каждом возрасте в норме

Учебников много. Классика — Выготский, Эльконин, Эриксон, Леонтьев. Это те учебники, по которым мы, педагоги, учимся в педвузе. Они довольно простые. Прочтите любой, а лучше все. Конечно же, каждый родитель просто обязан это знать, и я до сих пор не понимаю, почему для родителей сразу после выдачи ребёнка в роддоме не организуют курсы по этим вопросам в обязательном порядке. Сколько детских травм мы бы сразу пресекли только от того, что прекратились бы крики в стиле: «Ты что? Криворукий?» на ребёнка, у которого ещё неразвита моторика, или «Хватит истерить!» на ребёнка, у которого ещё нет контроля над лимбической системой. Вот, кстати, недавно я наткнулась на очень годную шпаргалку для родителей от Министерства образования и науки Пермского края, выкладывала её на своём ТГ-канале. Там в том числе очень понятная возрастная периодизация супердоступным языком, если боитесь не осилить учебники.

Дорогие педагоги, чем вы здесь можете помочь? Подсунуть учебник или хотя бы вот эту классную шпаргалку. Но я всё чаще советую школе идти дальше. Собирайте родителей на собрания не для обсуждения отметок и экскурсий. Проводите родителям ликбез. Расскажите родителям про то, какие в разных возрастах у детей потребности и какие должны формироваться навыки. Вы — учителя, и вы-то обязаны это знать по роду профессии. А родителей этому никто не учил.

Вот, кстати, на фото одна из моих учениц, Александра, проводит именно такое собрание для родителей. Рассказывает им про мышление роста, про то, как относиться к ошибкам.

Александра призналась, что после такого собрания родители очень много в себе переосмыслили, а еще и поработали в технологии Кооперативного обучения, у них отпали вопросы, зачем детям работать в группах
Александра призналась, что после такого собрания родители очень много в себе переосмыслили, а еще и поработали в технологии Кооперативного обучения, у них отпали вопросы, зачем детям работать в группах

2. Поддерживающий родитель

Такой, который умеет терпеливо ждать, когда ребёнок сам сделает что-то для него новое, не лезет быстрее помочь, не нервничает, не даёт негативных оценок, но при этом умеет осторожно вести по процессу освоения навыка. В этом месте обычно российский родитель говорит: «Все это советуют, но никто никогда не показывает, а как именно, какими словами». Да, именно российский родитель. Проверено. По какой-то причине у западных родителей я гораздо чаще встречаю хорошо развитый поддерживающий стиль. Я попробовала в сети поискать видео с примерами. Нашла тысячу примеров. Но все они не на русском языке. Поэтому прицеплю к этой статье видео из одного из моих обучений. Оно тоже не на русском, но там очень простой язык. Вы увидите 3-летку, который учится надевать толстовку. Ранее ему уже показали, как это делать, он пробовал частично какие-то элементы, а теперь настал момент полной самостоятельности.

Обратите внимание на фразы взрослого:

«Это сложно, это вызов для тебя»

«Твой мозг становится сильнее»

«Да, ты даже расстраиваешься»

«Отдохни. Сделай глубокий вдох»

«Дай пять»

«Смотри, ты не сдался, это называется упорство, да, это именно оно»

«Ты смог! Сам!»

«Ты собой гордишься?»

Здесь, дорогие педагоги, вы вряд ли поможете. Сделать из родителя поддерживающего родителя... на это у вас ни времени, ни полномочий нет. Но вот хотя бы разобрать с ними подобные видео можно.

Осваиваем навык самостоятельного смешивания красок в хуторке
Осваиваем навык самостоятельного смешивания красок в хуторке

3. Знание того, как формируется и закрепляется навык.

И это, дорогие учителя, как и возрастная периодизация, ваше знание. Это вы можете родителям рассказать. Напомню, в педвузе нам рассказывали про три этапа: 1) аналитический, 2) синтетический, 3) автоматизация. Родителей можно не грузить такими страшными терминами. Можно сказать проще. Любой навык проходит три этапа:

— мы демонстрируем ребёнку действие, он смотрит, повторяет отдельные элементы, например, в случае с надеванием толстовки, он не просто стоит, как кукла, а вы ему проговариваете, что сначала надо вывернуть, что вот это рукав, а вот это перед, даете попробовать вывернуть один рукав и так далее;

Осваиваем навык самостоятельной чистки зубов
Осваиваем навык самостоятельной чистки зубов

— мы даём ребёнку попробовать, но с нашей помощью, например, рукава вывернул, но надел задом наперёд, мы указываем на это, помогаем переделать;

— мы позволяем ребёнку полностью сделать самому, а сами лишь ведём его по процессу, зеркалим его состояние, проговариваем, что с ним происходит, помогаем справиться с эмоциями (сделай глубокий вдох), всё, как на видео, при этом вот тут мы не исправляем уже. Как надел, так надел. Как испёк блины, так испёк. Как сделал домашку, так сделал. Как собрал портфель, так собрал. Главное, если он не смог сделать идеально (как тот прекрасный парень с толстовкой), то мы не стыдим. Мы — такой внешний репортёр происходящего, ничего не пропускающий внутренне через себя, не разочаровывающийся в ребёнке, не транслирующий на него свои ожидания и травмы. «А, ты не сложил в портфель важный учебник? Да, жалко. Нет, вернуться мы не сможем. Но в следующий раз будет шанс сложить, как надо». «Да ты что... Получил „два“ за то, что работу не принёс? Расстроился? Дай, обниму. Мне очень жаль». «Блины не получились? Все прилипли? Это нормально, ты учишься. Хочешь ещё раз с моей помощью попробовать?» Как-то так.

Ну а в саду / школе целыми днями разные навыки самостоятельного чего-то )))
Ну а в саду / школе целыми днями разные навыки самостоятельного чего-то )))

Вот, собственно, и всё, что нам нужно. Знание возрастной периодизации, чтобы формировать ровно те навыки, которые в этом возрасте актуальны, и не требовать от ребёнка лишнего, поддерживающий взрослый и умение провести ребёнка по трём этапам по любому навыку. И гоняем все новые навыки по кругу, пока не освоит.

У нашей Вари как раз в саду начался бассейн. Вечный кошмар родителя — ребёнок, который постоянно оставляет в бассейне то шапку, то трусы, то очки. У нас с ней уже выработалась традиция, когда она научается делать сама что-то важное, то после первого идеального раза получает приз. Ну как идеального... скажем, соответствующего оговорённым с ней критериям. Например, смогла в первый раз одна остаться дома с возможностью позвонить по мобильному — приз. Смогла впервые всю ночь не приходить к родителям, пока её не разбудят — приз. Когда объявили бассейн, я ей сказала, что будет крайне важно, чтобы она принесла домой все 5 предметов: шапочка, купальник, полотенце, очки, сланцы. В моей картине мира по возрастной периодизации это реально. Но Варя засомневалась. Сказала, что за целых пять предметов ей ещё не приходилось отвечать. И сама предложила: «Мама, давай это отрепетируем дома. А если я смогу, можно мне приз?» Я согласилась.

Варя подошла основательно. Меня назначила тренером. Схематично изобразила бассейн.

Обозначает границы бассейна, на вопрос "Солнце почему?" сказала: "Оно в окно заглядывает же"
Обозначает границы бассейна, на вопрос "Солнце почему?" сказала: "Оно в окно заглядывает же"

Попросила засечь время, в течение которого она должна будет в школе одеться.

Одеться решила полностью
Одеться решила полностью

Поплавала.

Плыла фристайлом 😂
Плыла фристайлом 😂

Снова на время переоделась. Сложила 5 предметов в сумку. Про себя повторяла: «Шапка, купальник, сланцы, очки, полотенце».

Освоила метод собирания полотенца сосиской
Освоила метод собирания полотенца сосиской

Я отдельно усложнила критерий: «Будет честно зачесть результат, если учителя не будут помогать. Как думаешь?» — «Да». Утром я подошла к учителю и воспитателю и объяснила, что мы тренируем навык незабывания вещей в бассейне и просим не помогать.

Всё прошло успешно. Вещи пришли в целости и сохранности. Учителя не помогали. Приз был заслужен. Похвалы и поощрения: «Ты крутышка!» получены.

Все вернулось домой
Все вернулось домой

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.