Пожалуй начну с того, с чего начал в 2022-м. Не помню почему в тот момент я заинтересовался именно этой компанией, может меня привлёк страшный порог входа - цена примерно в 20000 р, может где-то услышал, но это была либо первая, либо одна из первых купленных мною акций (не уверен кто был раньше, сбер или норка).
Выпуск 2. Норникель. Металлы будущего.
И так, что же это за компания, чем они занимаются и почему интересны?
Норникель занимается добычей руды. Не буду тут занудствовать, про то, что компания полностью вертикально интегрированная и бла-бла-бла, добывают, обогащают, плавят, рафинируют, аффинируют и продают, бла-бла-бла, имеют в корзине 12 металлов + серу и всё такое. Если бы я продавал вам норникель, то я бы сказал, что Норникель - это будущее. Но к будущему позже.
Из 12 металлов холдинга интересуют меня (и всех остальных, даже саму компанию) только 4 металла: никель, медь, палладий и платина. В первую очередь хочу разобрать их и начну с конца.
1. Платина. Используется для производства каталитических нейтрализаторов в выхлопных системах в двигателях внутреннего сгорания (далее ДВС) - около 36%, и в ювелирке - около 26% (вероятнее меньше уже). Есть ещё мелкие отрасли, где она применяется, но я ж не душный и понимаю, что это не надо никому, в том числе и самой компании (честно сказать, они платину даже не особо выделяют среди своей корзины металлов). Ювелирку разбирать не хочу даже, но если коротко, то там платина не очень востребована, т.к. не в тренде.
Лучше рассмотреть историю с катализаторами. Что это вообще? Это устройство в выхлопной системе которое уменьшает токсичность выхлопных газов. При сгорании топлива выделяются окись углерода (угарный газ), углеводороды и оксиды азота и, поступая по выхлопной трубе, они попадают в каталитический конвертер и там, благодаря напылению платины внутри конвертера, происходит химическая реакция (была бы моя писанина популярна в комменты сбежались бы все душные автолюбители, учёные химики и прочие и показали бы кто тут главный, но пока...) снижающая содержание всего этого в выбросах. И, самый важный момент, платина используется в катализаторах именно для дизельных авто. Почему? Это связано с тем, что дизельный двигатель перерабатывает топливо при более низкой температуре, чем бензиновый, а платина при температуре выше 80 или 90 градусов (бензиновый двигатель работает при температуре около 100) начинается спекаться и её нейтрализующие свойства сильно падают, и потому в бензиновых ДВС её заменяют на палладий, а в дизельных обходятся платиной (она дешевле).
Так о чём это всё говорит? Платина провалилась в ювелирке и большая часть используется в дизельных ДВС. Но количество дизельных авто снижается и продолжит снижаться. Это связано, вероятно, изначально с экологическими стандартами и несоответствием дизельных авто им, а также с большей ценой на авто и её обслуживание. Ну и ко всему прочему на рынке платины на 23 год (и, думаю, в принципе, из-за всего вышеописанного) предрекают профицит, т.е. избыток, что должно сказаться на цене самого металла в сторону понижения, ну а в эти дебри (с ценой и прогнозами) я благоразумно не полезу (в них отказался на стриме у Вредного лезть даже сам представитель Норки).
Сделаю небольшой вывод. Если ставить металлам + или -, то платина точно получает заслуженный -.
2. Палладий. Это как более крутой, дорогой и перспективный брат платины. Порядка 81% палладия используется для производства систем нейтрализации выхлопных газов - аналогичных платиновым. Сразу отвечу на логичный вопрос - если палладий дороже платины, почему нельзя заменить его на платину? Потому что :D Нет, ответ у меня есть. Палладий используется в бензиновых авто. Каталитическая система устанавливается в двух местах - в начале - возле двигателя и в конце, ближе к самому выхлопу. В конце палладий можно заменить на платину, без проблем и без ущерба, а вот возле двигателя никак - там температура выше, чем может вывезти платина (об этом писал выше, в платине) и поэтому необходимо делать напыление из более дорогого палладия.
Почему этот брат платины более дорогой разобрались. Теперь же разберёмся с перспективами и крутостью. На самом деле этот рынок под угрозой. Хоть рынок авто рос в 22 году, не факт, что это продолжится в 23 году и в целом авто с ДВС не ждёт ничего хорошего, учитывая экологическую повестку во всём мире. Производство авто с ДВС будет снижаться, однако количество гибридных авто будет расти. И пока количество авто с ДВС будет постепенно снижаться, будет расти количество гибридов, в которых конечно нужны катализаторы, и в целом спрос на палладий останется прежним. Также, пока все не перешли на электрокары, будут ужесточаться требования для автомобилей с ДВС, что тоже сыграет на повышение спроса на металл. И ко всему прочему на рынке палладия сейчас дефицит, что должно сказаться на цене. Однако дефицит только сейчас, в дальнейшем же, рано или поздно (скорее рано), когда авто с ДВС станет слишком мало, что будет с палладием? И это самое интересное! Он всё так же будет нужен, только в другой сфере (хотя она и связана общей идеей, как и все основные металлы компании) - в водородной энергетике.
Палладий используется для получения, транспортировки и хранения водорода, а также для создания катализаторов, ускоряющих получение водорода. В водородной энергетике сейчас применяются катализаторы на основе иридия и платины, но палладий будет эффективнее. Норникель уже сейчас имеет прототип такого катализатора на основе палладия и занимается тестированием его пока в лабораторных условиях. Так в чём фишка палладия? Почему он снова потеснит платину? Уникальность палладия в том, что только он может так взаимодействовать с водородом - металл способен впитать водорода в 900 раз больше собственного веса. Попадая в палладий, водород перестаёт быть жидким и становится гидридом. Находясь в таком состоянии он становится менее опасным и более удобным. Быстро пробегусь по основным проблемам водородной энергетике, а точнее - хранение и транспортировка. Транспортируют его либо в газообразном состоянии либо в сжиженном. И в таком и в таком состоянии водород имеет больший удельный объём - его плотность ниже чем плотность природного газа в нормальном (газообразном) состоянии - в 10 раз, а в сжиженном - в 6 раз. Трудность в том, что водород помещённый в баллон тупо займёт больше места, нежели помещённый в баллон природный газ. Так же, если говорить о трубопроводном (газообразном) водороде, то из-за его низкой плотности чтобы получить одну единицу энергии нужно прокачать (при одинаковом давлении) в 3 раза больше водорода, чем природного газа. И последнее, что усложняет летучесть водорода - его ожижение. Температура кипения водорода (-252,9 (да, он кипит при отрицательной температуре!) по цельсию) значительно ниже чем у природного газа (порядка -160 по цельсию), что делает процесс ожижения дороже. И это ещё не все проблемы транспортировки и хранения (и это я не вдаюсь во все подробности) - последняя (вроде) проблема - взаимодействие водорода с металлами. Он их просто напросто разрушает. Собственно, хранение водорода связано с теми же проблемами, что и транспортировка. При всём этом находясь в любом из этих состоянии водород взрывоопасен. Пишу, и прям хочется купить ещё Норникеля, а это пока только палладий.
И совсем забыл - получение водорода! В этом опять задействована способность впитывать водород палладием - применяется это в диффузионных фильтрах-мембранах, которые используются при сепарации водорода из газа. Грубо говоря стоит фильтр из сплава палладия и какого-либо металла (иттирий очень хорош с палладием) и "впитывает" водород из газа.
Ну-с, вывод тут прост. На ближайшие перспективы палладий нейтрален. Непонятки с автопромом, непонятки со спросом и ценой на металл, и дефицита вроде как не планируется. Я бы поставил =. А вот если рассматривать инвестиции в долгую, то +
Думаю, стоит растянуть разбор металлов на следующий выпуск, а то что-то очень много писанины получается (не ожидал), не удобно, а там ещё и основные металлы компании.
Не является инвестиционной рекомендацией :D Норникель - одна из трёх акций в моём портфеле, которые у меня в минусе, и единственная, которая никогда не была в плюсе :D но <3
Буду в конце каждого выпуска писать состояние портфеля. Портфель - 1249400. Самолёт полетел (и не только он).