Найти тему

Читаем и понимаем "Маленький Принц". Часть 1.

Изображение взято из открытого доступа.
Изображение взято из открытого доступа.
  • Всем добрый день! Приветствую вас на канале «Читаем и понимаем». С вами его автор и ведущий – Мешков Кирилл Валерьевич. Я – учитель русского языка и литературы. На этом канале мы с вами будем анализировать и пытаться понять смысл художественных произведений школьной программы по литературе с пятого по 11 класс, от «Маленького Принца» до «Доктора Живаго». Сразу хочу вам сказать, что поиск истинного смысла, идеи произведения сродни прочтению хорошего, крепкого детективного романа. Для того, чтобы отыскать смысл надо ответить на три простых, но очень важных вопроса: КАК?, ЧТО? И ЗАЧЕМ? КАК – это форма произведения. Форма всегда важна, так как она влияет на содержание. ЧТО – это тема, о чём произведение, в чём там конфликт. Третий вопрос, самый главный – ЗАЧЕМ. Зачем автор написал своё произведение, будь то «Война и мир» или «Му-му», что его толкнула на то, чтобы сесть и взяться за перо. Потому что не бывает такого, чтобы автор утром встал, попил чай и подумал: «А не сесть ли мне и написать «Ромео и Джульетта»? Нет! В голове, в душе у автора сидит какая-то идея, которая не даёт ему покоя и которая заставляет его садиться и писать. Вот до этой идеи мы и будем с вами доискиваться.
  • Начнём мы с вами сегодня с замечательной, гениальной повести. С повести, которая знакома практически каждому. С повести-сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький Принц». Все мы помним цитаты из этого произведения: Мы в ответе за тех, кого приручили, Дети должны быть очень снисходительны к взрослым, Встал, умылся, привёл себя в порядок – приведи в порядок своё планету. Но начнём мы анализ с биографии автора, а точнее с того времени, когда была написана эта повесть-сказка. Написана она была в 1942 году в США, где Экзюпери был в тот момент в командировке. 1942 год. По всей Европе полыхает Вторая мировая война. Уже был Холокост, работают крематории, печи в концентрационных лагерях на территории Германии, Польши, Прибалтики. Уже сожжено множество сёл и деревень в Белоруссии, Украине, России – в ССССР. Совершаются страшные, кровавые, бесчеловечные преступления – фашизм своим железным сапогом, смяв Европу, пытается смять Страну Советов. Конечно, военный лётчик Де Сент-Экзюпери знал об этих ужасах и зверствах, происходящих на театре военных действий. И в это время он пишет свою повесть-сказку о маленьком мальчике – добром, открытом, справедливом, наивном – о таком, какими дети и являются возрасте 6-7 лет. И здесь у меня к вам вопрос: вы действительно считаете, что Антуан де Сент-Экзюпери в такое страшное время написал добрую повесть-сказку для детей? Хорошо, давайте разбираться. Я бы хотел начать с расшифровки названия повести-сказки. Маленький Принц. Почему не Большой Принц? Почему не Маленький Герцог? Или Барон? Почему не Крошечный Князь? Тоже ведь высокое звание! Почему маленький? Да по возрасту он маленький. Ему лет 6 - 7. Нам об этом говорит Пилот, указывая на то, что золотоволосый мальчик был в том возрасте, в котором сам Пилот начал рисовать (вспоминаем удава, проглотившего слона). Маленький Принц = РЕБЁНОК. А что значит в ребёнок, что он символизирует, разберём чуть ниже. Теперь, почему Принц? Почему не Король, не Барон, не Герцог или Князь? Кем по отношению к королю является принц? Правильно, наследником. А что наследует наш Маленький Принц? Астероид он наследует. Но его маленький астероид является символом нашей большой планеты. Посмотрим на этот образ с житейской точки зрения. Скажите мне, какое количество шагов в среднем в день делает каждый из вас? Где-то порядка 10 000 шагов. Много это? Большое это расстояние? Для кого-то да, целое путешествие! А в масштабе планеты Земля? Совсем чуть-чуть, ничтожно маленькая цифра. А сколько человек вы встречаете, контактируете в среднем в день? Посчитаем сюда и родителей, и братьев-сестер, и соседей, и одноклассников, и коллег по кружкам и секциям. Получится около 50. Много? Нет, в масштабе населения всей нашей планеты совсем мизер. Так вот и получается, что вы, каждый из вас – обладатель своего маленького астероида, своего мира. Не каждый из вас, будем честны, следует примеру Маленького Принца в том смысле, что привёл себя в порядок, приведи в порядок свою планету. Вы владеете этим своим маленьким миром. Но наследуете вы мир большой - ЗЕМЛЮ! Вы те, кто будет жить и владеть этой планетой после нас, после меня, после ваших родителей. Вы – наследники! Вы все – маленькие принцы и принцессы! Вы – наше будущее! Что же у нас получается с расшифровкой названия повести-сказки: Маленький Принц = РЕБЁНОК – НАСЛЕДНИК ЗЕМЛИ. Теперь давайте разберёмся, что символизирует собой ребёнок, образ маленького ребёнка. В этой связи предлагаю вспомнить книгу «Мальчик в полосатой пижаме» или фильм, снятый по этой книге. Финал: оба маленьких мальчика – и Бруно - сын директора концлагеря и Шмуэль – маленький еврей – входят в газовую камеру… Маленький ребёнок, помимо того что является символом чистоты, доброты и наивности, всегда является символом НАДЕЖДЫ и БУДУЩЕГО. В фильмах о войне часто оказывают гибель маленьких детей. Безусловно, это трагедия. Но вместе с тем и символ: гибель ребёнка – это гибель, надежды, гибель будущего....
  • Продолжене следует.