Для церемонии «Последнего звонка» в одной школе учителя, выпускники и родители решили снять смешные и трогательные видеоролики друг о друге – и чтобы расставаться было не так грустно, и чтобы на память эти ролики остались. И родители, и ученики, снимая и монтируя ролики, очень постарались – учителям было приятно увидеть в этих роликах, как в зеркале, свои образы в меру строгих, в меру взыскательных педагогов, интересно и доходчиво объясняющих материал и при этом, конечно, имеющих свои небольшие милые слабости.
Классная руководительница тоже сделала свой видеоролик, в шутливой форме рассказав в нем о том, как трудно ей было этим классом все эти годы руководить. И опаздывали ученики, и уроки пропускали, и всякие неприятности ей и другим учителям устраивали, и не стриглись, и ярко красились, и вообще чего только не делали. А мужественная классная руководительница стоически воспитывала этих оболтусов, сумев-таки обернуть все эти неприятные вещи в шутку – потому что ведь очень смешной ролик получился.
Но в этом ролике, как ни странно, совсем не было ничего о том, что ее класс, на самом деле, оказался одним из лучших в школе по успеваемости за долгие годы. Что почти половина учеников в классе сумела окончить школу круглыми отличниками, и почти все были твердыми хорошистами. Что практически каждый ученик за годы учебы – будь он отличник, хорошист или троечник – так или иначе старался всегда активно проявлять себя и участвовать, как говорится, в жизни класса и школы. Если он не участвовал в олимпиадах, то обязательно ходил на какой-нибудь кружок и устраивал школьные концерты, если не играл в районной викторине «Что? Где? Когда?», то побеждал на соревнованиях по баскетболу или рисовал всякие тематические плакаты.
Это был очень хороший класс с очень хорошими, умными и воспитанными ребятами, которые и опаздывали не так уж и часто, и уроки пропускали в самых исключительных случаях. Тем не менее, обо всех этих достоинствах в видеоролике классной руководительницы не было ни слова – в нем лишь весьма остроумно высмеивались недостатки учеников. Это высмеивание не казалось классной руководительнице чем-то плохим и жестоким – наоборот, она гордилась своим чувством юмора и совсем не хотела никого обидеть.
Токсичные шутки – это и есть то, когда кто-то шутит над нашими недостатками, в упор не замечая наших достоинств и вообще пренебрегая нами, как личностью. Человеку гораздо важнее смешно пошутить и чувствовать себя остроумным, чем заботиться о чувствах того человека, над которым он шутит. Если же такой человек все-таки обидится и позволит себе показать свою обиду, шутник будет искренне удивлен – да ведь он просто шутил, он, что ли, виноват в том, что вы такой смешной, а он так ловко умеет это заметить? Чувства юмора у вас нет, что ли?
Когда человек токсично шутит над кем-то, этот человек сам по себе по-настоящему его мало волнует – это лишь объект, повод поупражняться в своем остроумии. Искренне любящий, привязанный к кому-то человек никогда так шутить не будет – он обязательно сформулирует шутку так, чтобы не обидеть близкого, как-то подчеркнуть его достоинства и показать свои чувства к нему. Даже если он и подумает как-то более язвительно, чем обычно, пошутить, у него ничего не получится – его чувства к человеку его выдадут, как, например, выдали Шерлока в его речи на свадьбе у Джона. Токсично и обидно над нами шутят только те, кто нас не любит и для кого мы совсем не дороги.
Ученики, к слову, на классную руководительницу совсем не обиделись – за долгие годы они привыкли к такому обращению и в принципе мало задумывались над тем, как оно влияет на их самооценку. А влияло оно, на самом деле, очень плохо – потому что почти все из этих очень умных, воспитанных и талантливых ребят через все школьные годы пронесли огромную неуверенность в себе, ощущение полнейшей собственной глупости и ничтожности, которые наверняка еще не раз доставят им неприятности.