Эти вьющиеся локоны, стильные усы и взгляд с поволокой сводили с ума поклонниц по всей стране. А голос... Настоящий дар небес! 25 мая 2023 года исполнилось 74 года со дня рождения Леонида Борткевича — солиста «Песняров», который десять лет определял звучание легендарного коллектива. Предлагаю послушать 10 песен, жизнь в которые вдохнул «белорусский соловей».
Уже в детстве Леонид Борткевич солировал в хоре Дворца пионеров. В юности учился на архитектора и работал в «БелНИИгипросельстрой», но музыка в итоге победила архитектуру. Харизматичного парня с кристальным голосом из самодеятельного ВИА при техникуме заметил худрук «Песняров» Владимир Мулявин. И однажды на рабочем месте Борткевича раздался звонок...
«Александрына» (1971)
...Звонил Мулявин. С предложением попробоваться в ансамбль. Уже на первой репетиции Борткевича с «Песнярами» руководитель предложил музыкантам песню, которую он написал на стихи Петруся Бровки сразу после прослушивания молодого архитектора. Это была «Александрина». Прекрасная баллада была создана специально для Леонида Борткевича. Уже через пару дней после первого прогона она прозвучала на концерте в Колонном зале Дома Союзов.
«Берёзовый сок» (1971)
Песня Вениамина Баснера на стихи Михаила Матусовского прозвучала во время начальных титров фильма «Мировой парень» — и стала одним из хитов «Песняров». Хотя изначально писалась под Марка Бернеса. Именно вокал Леонида Борткевича придал мелодии ощущение парения высоко над землёй.
«Алеся» (1972)
Ещё одна невероятная баллада «Песняров» была написана Игорем Лученком на стихи классика белорусской литературы Аркадия Кулешова, который в 14-летнем возрасте посвятил трепетные строки своей первой любви — девочке по имени Алеся.
«Дрозды» (1973)
Вступление баллады, написанной Владимиром Шаинским на стихи Сергея Острового, могла бы записать какая-нибудь психоделическая команда... Но сама ода «певчим избранникам России» — пример образцовой советской эстрады с парящей флейтой, драматичной басовой партией и чистым, как горный поток, вокалом Леонида Борткевича.
«Вероника» (1975)
В 1974 году белорусский композитор Игорь Лученок положил на музыку послесловие к поэме «Вэроніка», которую поэт Максим Богданович написал в далёком 1913 году. Стихи стали песней — одной из самых пронзительных в репертуаре «Песняров».
«Белоруссия» (1976)
Удивительная вещь! Шедевр Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова совмещает в себе историю и современность, героический пафос и широкую народную распевность. Словно в одной точке сошлись — и воплотились в музыке — тропы народной судьбы. «Белоруссию» могу слушать только в том самом, оригинальном исполнении «Песняров». Больше никто и близко не подошёл.
«Мотыли» (1982)
В 1980 году Леонид Борткевич ушёл из «Песняров» — формально по причине невозможности совмещать учёбу в ГИТИСе с бесконечными гастролями. При этом он не только не бросил петь, но и начал сольную карьеру. В «Песне года» солист выступил с лёгким шлягером «Мотыли», написанным композитором Игорем Лученком на стихи Геннадия Буравкина.
«Почему, не ведаю» (1983)
В 1983 году киевский ВИА «Карусель» (бывший «Мальви») пригласил Леонида Борткевича в качестве одного из вокалистов. При участии экс-песняра был выпущен миньон с песнями «Домик на окраине» и «Почему, не ведаю», написанными Владимиром Мигулей на слова Анатолия Поперечного.
«Зорачка» (1985)
Приджазованный поп-фьюжн в стиле 1980-х от композитора Эдуарда Зарицкого на стихи Нила Гилевича — словно солнечный луч, прорезающий тучу. Леонид Борткевич привнёс в «Зорачку» потрясающее личное обаяние.
«Трэба дома бываць часцей» (1987)
Превосходная запись 1987 года при участии симфонического оркестра Белорусского телевидения и радио — пронзительное посвящение родному дому от композитора Игоря Лученка на стихи Рыгора Бородулина. Но Леонида Борткевича уже через пару лет ожидало расставание с родиной — и переезд в США. К счастью, не навсегда. Впереди были и возвращение, и новый этап в жизни «Песняров»...
Спасибо, что дочитали и дослушали!