Единственное, что мне страшно нравится в картине "Палач", -- это кухонное окно в квартире главной героини, Ольги. Небывалое, шикарное (не только по меркам 1990-го, но и сейчас оно смотрится вполне себе экзотично), псевдорусско-расписное, причудливой формы, окошко это очаровывало меня с самого первого просмотра, привлекает и сейчас. Кажется, лишь ради сцен на Ольгиной кухне я раз в пару-тройку лет непременно пересматриваю этот фильм...
В остальном же, "Палач" -- среднестатистическая "чернуха", характерная для той эпохи, набитая под завязку всеми положенными атрибутами: групповое изн*силование, зачатки бандитского Петербурга, н*ркотики, погони, различные манипуляции с применением холодного и горячего оружия, а также какое-то количество обнажёнки...
Для тех, кто не видел или подзабыл, вкратце напомню нехитрый сюжет. Компания мужчин, традиционно собравшаяся для бриджа, помимо привычной игры, планирует посмотреть иностранный фильм. Ольгу приглашают в качестве переводчицы. Уже здесь лично для меня есть пара неясных моментов:
1) для чего им понадобилось обязательно переводить явно эротическую и поэтому не обремененную глубокими смыслами картину?
2) с какой стати не нуждающаяся -- как позже выяснилось -- в деньгах Ольга поперлась за этой спорной во всех смыслах подработкой в общество незнакомых ей прежде мужиков?
Ладно. Далее.
Её накачивают препаратами (поскольку один из этих нехороших бриджистов -- врач-нарколог, то создатели фильма нашли вполне естественным то, что у него всегда с собой доза, перманентно готовая к использованию в качестве последнего аргумента для особо строптивых девушек, не ведущихся на обычные ухаживания, принятые в цивилизованном обществе).
Сцену надругательства нам, к счастью, не демонстрируют, но она настоятельно подразумевается...
Ольга тяжело переживает произошедшее с ней. Через какое-то время, несколько придя в себя, она отправляется к подруге, по вине которой оказалась в той самой компании и, немного применив к девушке насилие, выуживает у неё контакты обидчиков.
В Ольгиной голове созревает план мщения -- женщина просит уже другую подругу познакомить её с криминальным авторитетом, неким Вольдемаром, руками которого она хочет свести счёты с теми, кто проделал с ней все эти ужасные вещи.
Машина мести запущена, акты возмездия происходят один за другим. В какой-то момент Ольга понимает, что дело зашло слишком далеко и намеревается всё остановить. Ан нет...
Тем временем, в насильничьем стане -- паника. С ними по очереди и по-разному расправляются, и они прекрасно понимают, по чьей воле вершится правосудие... Испуганные и возмущенные таким поворотом дела, мужики решают отправить своего представителя к Ольге для серьёзного разговора.
Таким образом, на Ольгином пороге материализуется Андрей. Да, он тоже там был, в тот злополучный вечер. В насилии участия Андрей не принимал, но, будем честны, ничего и не сделал для того, чтобы насилия не состоялось.
Беседа на повышенных тонах заканчивается тем, что девушка ударяет своего посетителя канцелярским ножиком, неожиданно сильно и глубоко. Раненый Андрей надолго зависает у Ольги, она его подробно лечит и всячески ухаживает за ним, попутно в него влюбляясь... Вскоре он уже может сползти с кровати и кособоко ковыляет по квартире, держась за раненую бочину и вызывая мучительное дежавю, -- пока не вспоминаешь, что вот так же, за пару лет до "Палача", в "Маленькой Вере", персонаж того же самого Андрея Соколова, хромал по больничной палате, придерживая "ваву", полученную в бытовой разборке с отцом своей возлюбленной.
С вашего позволения, я не буду дальше пересказывать сюжет этой фильмы. Кто смотрел, тот и без меня знает, как развивались события. А кто нет -- поглядит, если захочет. Сразу перейду к главному на сегодня.
А именно к Ольге. Этот персонаж непрост, многослоен. Какая она на самом деле? Резкая, отрывистая, кусачая, грубоватая, замкнутая? Пожалуй... А ещё -- тонкая, нежная, эмпатичная... Да много там ещё чего под этой специально нарощенной толстой кожей, под этими искусственно выведенными колючками.
Наверняка можно сказать лишь одно -- Ольга несчастлива. Красивая, образованная, интеллигентная девочка из хорошей питерской семьи... Что с ней не так? Кто так ожесточил её (явно гораздо раньше случившегося с ней в тех самых гостях)? Почему у неё, такой прекрасной, очевидные проблемы в отношениях с противоположным полом? (вспомним единственного мужчину, который находится около неё -- хирурга Сергея;
он -- Ольгин друг, притом давний, их явно раньше связывало нечто большее, чем просто дружба, Сергей теперь женат, но всегда готов примчаться на помощь, чтобы врачевать не только тело, но и душу, а на этом всё -- она его дальше не пускает, да он и сам не больно-то туда стремится)... Налицо явное отсутствие навыков выстраивания отношений системы м/ж... Но почему?
Думается мне, что к этому -- невольно, не специально -- приложил руку дедушка Ольги. Да-да, тот самый благообразный старичок в академической ермолке... Когда девушка приходит к нему в гости, он зовёт ее не "внучка", а "внука", не "Оля", а "Олежка"... Позже, в разговоре с Андреем, она признается, что дед хотел мальчика, но родилась она... Не оправдала ожидания...
И с тех пор, то есть всю свою жизнь, Ольга -- милая и женственная от природы, -- только и делает, что старается соответствовать. Она убеждена -- чтобы её любили и хвалили, нужно быть немного Олежкой, этакой пацанкой... Что идёт совершенно вразрез с её истинно женским естеством. Отсюда и весь этот разлад и с окружающими, и с самой собой. Где-то здесь же, думается мне, и глубинная причина того тяжкого и чёрного, что с ней сотворили и те трое...
Даже в общении с обеими подругами (каждая из которых -- и манекенщица, и ресторанная певичка -- уж слишком женщина, со всеми этими истинно-феминными штучками и ужимочками) Оля отыгрывает чисто мужскую -- чёткую, грубую, прямолинейную -- роль.
Впрочем, этот доморощенный психоанализ никак не влияет на моё восприятие "Палача"; я как считала, так и продолжаю считать его посредственной, наспех слепленной на потребу того времени, картиной.
Лишь один момент (никакой, впрочем, художественной ценности не представляющий), всегда трогает моё сердце. Но это личное, очень личное.
Сцена в милиции, куда Ольга, вскоре после случившегося с ней, пришла дать (или не дать) показания. Следователь допрашивает её, а за соседним столом -- печатает что-то на машинке и тоже немного вмешивается в беседу молоденький милиционер. Его играет Никита Михайловский.
И вот, значит, сидят они рядышком -- Ирина Метлицкая (Ольга) и Никита Михайловский. Оба уйдут вскоре непоправимо молодыми -- он через год после выхода "Палача", в возрасте 27 лет, она -- через шесть, будучи 35-летней... Причина будет одна и та же -- лейкоз. Я, к несчастью, соприкоснулась с этим недугом однажды -- болел мой близкий, очень близкий человек...
И всякий раз, когда доходит дело до этого эпизода, я не могу не думать, не вспоминать, не жалеть, не плакать.
Вот, собственно, и всё.
С о в а.