Так называемые “чайлдфри”. Сейчас многие поймут, особенно кто помоложе. Это широко представлено в Интернете. Оно, наверное, не движение, а сообщество людей, которые добровольно не хотят иметь детей и рассказывают, «как здорово жить для себя без забот о потомстве» и т.д. Если вдуматься, это их личное дело. На мой взгляд, дело глупое, но личное. Надо ли вмешиваться государству в этот вопрос?
Сергей Михеев: Надо, если это пропаганда. Это их личное дело до тех пор, пока они собираются на вечеринке у себя дома или в кафе и бла-бла-бла друг с другом, друзьями и родными. Это их личное дело. «На каждый роток не накинешь платок». Но когда это выходит в публичную плоскость и становится объектом пропаганды, продвижения каких-то взглядов, тут государство не может оставаться равнодушным. Потому что какие-то взгляды продвигать полезно, а какие-то неполезно. Без всяких консультаций с духовенством, потому что с любым духовенством всё понятно. Без всяких консультаций мы видим простую проблему: население сокращается. Его всё меньше и меньше. Чем меньше население, тем больше проблем в экономике, с безопасностью и во всём. Мы как общество и государство не можем позволить себе роскоши пропагандировать бездетную семью. Наша цель – как раз наоборот – создавать условия и пропагандировать семью с детьми, желательно многодетную (ну это кто на что потянет, у кого на что хватит возможностей и силы воли).
Но позволить себе пропагандировать бездетность государство наше не может.
А разве является пропагандой, если человек рассказывает: «Мне 40 лет, нет детей, я не хочу, путешествую, живу в свое удовольствие»? Это пропаганда?
Сергей Михеев: Если имеет массовую аудиторию, то это пропаганда. Здесь вопрос технический и касается Интернета, соцсетей: является ли ваш аккаунт, ваше размещение в соцсети средством массовой информации? Я думаю, что здесь нужен некий закон, который должен понять статус подобных аккаунтов в сети. Потому что в реальности какой-нибудь блогер или человек, ведущий канал в сети, не являясь средством массовой информации, может иметь аудиторию в разы больше какой-нибудь районной газеты «Местная заря», которая является средством массовой информации и попадает под все действия «Закона о средствах массовой информации», но имеет тираж 2000 экземпляров, и ее никто, кроме редакции, не читает. А человек может иметь 2, 3, 4 миллиона, даже несколько сотен тысяч подписчиков, и при этом он не под какие действия этого закона не подпадает. Я считаю, что это неправильно. Технологическая среда меняется, меняются способы жизни, и поэтому с какого-то момента то, что человек вещает в пространство, становится средством массовой информации, а значит, и средством пропаганды.
Если такой же человек в соцсетях берет и рассказывает откровенно антигосударственные вещи или пропагандирует наркотики, а его раз и поймали. Здесь надо с этими вещами определяться. То есть, ты можешь жить, как хочешь, иметь или не иметь детей, ты можешь своим родным, близким и друзьям рассказывать, как тебе хорошо или плохо, но когда это приобретает характер пропаганды и получает массовую аудиторию, государство должно обращать внимание на это. Есть вопросы некритичные. Скажем, как разбивать яйцо: с тупого конца или острого? Кто читал «Путешествия Гулливера», вспомнят. А есть вопросы значимые на данном историческом этапе для России. Если бы у нас жило полтора миллиарда, как в Китае, и нам нечем бы их было кормить, тогда, пожалуй, можно было бы и на это закрыть глаза. Но на данном историческом этапе у нас есть совершенно очевидная проблема – демографическая яма, в которую мы, очевидно, проваливаемся. Старение, сокращение населения, а значит, все проблемы, которые с этим связаны. Тем более, в ситуации, когда у нас не хватает рабочих рук, специалистов, когда у нас есть проблема с внешней безопасностью, позволить себе еще и агитацию, что «давайте детей не имейте и живите в свое удовольствие» - государство не может себе позволить эту роскошь на данном историческом этапе. Как это регулировать - другой вопрос.