В XV веке Россия сформировалась как единое государство вне того культурного и политического пространства, которое в будущем назовут «европейской цивилизацией».
О том, кто такие европейцы, представление у русских было весьма смутным. Они были чужими. Это касалось нравов, культуры, религии и многого другого. Европейцы были носителями неправильной веры — католичества или, как его ещё называли, латинства.
Себя же русские считали носителями настоящего христианства — православия. Разумеется, в Европе позиция на этот счет была прямо противоположной. Что же европейцы тогда думали о России?
Восторг европейцев от открытия России
Европейцы Россию называли Московией. До XV века до неё в целом не было никакого дела: холодный климат, чужая культура и религия.
Но в какой-то момент начал просыпаться интерес к этому загадочному восточному соседу. В Европе решили, что Московия может помочь им решить свои европейские проблемы. Одна из них — защита Европы от мусульман. Также европейцы надеялись обратить московитов в католическую веру.
В конце XV — первой половине XVI века немецкие, итальянские и польские авторы публикуют свои труды о России. Что они писали?
Московию в основном рассматривали в качестве объекта колонизации и обращения её жителей в католичество. Богослов и писатель Альберт Компьенский сообщал папе Клименту VII, что в этом случае:
«Мы найдем выгоду более несомненную и славу более истинную и более христианскую, чем в том случае, когда бы мы оружием победили всех турок, всю Азию и, наконец, всю Африку... Благодаря же этому союзу с московитами многие сотни душ возвратились бы в стадо Христово без [употребления] оружия и [пролития] крови».
С восторгом о русских отзывались и другие авторы. Их считали кем-то вроде первобытных дикарей, варваров, но с чистой, неиспорченной душой, которые открыты для учения Христа. Надо только наставить их на истинный католический путь.
Тот же Альберт Компьенский так говорил о русских:
«Во многом они, как кажется, лучше нас следуют Евангелию Христа».
Ещё он весьма красноречиво сравнил Василия III с правителями Европы и не в пользу последних:
«А наши христианские государи совершенно не думают о том, как оказать помощь христианскому миру, который они сами своими раздорами погубили… поэтому, если оценивать прежде всего по делам, а не по обманчивым титулам, то окажется, что он [московит] является воистину христианским государем, а наши с их пышными титулами будут признаны хуже язычников и схизматиков».
Немецкий богослов Иоганн Фабри в своем трактате о религии московитов поделился своими впечатлениями от знакомства с благочестием православной России:
«Услыхав об этом, мы были так потрясены, что, охваченные восторгом, казались лишенными ума, поскольку сравнение наших христиан с ними в делах, касающихся христианской религии, производило весьма невыгодное впечатление».
С конца XV века в Москву стали регулярно приезжать послы римского папы и германского императора с предложениями католической унии, королевской короны для Московита и военного антитурецкого союза.
Иными словами, России предлагали войти в Европу на правах католического королевства и помогать им в войне с османами. До этого попытка создания «антимусульманской лиги» в Европе не увенчалась успехом, никто не стремился воевать с мусульманами.
Россия эти переговоры поддерживала, но никаких союзов в итоге не сложилось. Воевать с Турцией русские тоже не горели желанием. Почти был создан союз с Габсбургами против Польши, но и он в последний момент провалился.
Где-то к 30-м годам XVI века Европа разочаровалась в России. Большую роль в этом сыграла антирусская пропаганда Польши.
Как Польша очерняла Россию
Польша всеми силами пыталась представить Россию угрозой для «христианского мира», а о себе говорила как о «щите Европы» от «варваров с Востока».
В 1514 году в русле этой политики в Риме организовали праздник с фейерверком в честь победы войск Польши и Литвы над русскими в битве при Орше под Смоленском.
В противовес немецким и итальянским авторам поляки в своих трудах выставляли русских грязными, нецивилизованными варварами, склонными к насилию и потому опасными для высокоразвитых народов. Они пропагандировали идею, что в культурном и политическом плане русские ближе к азиатам, чем к Европе.
В 1517 году польский историк Матвей Меховский писал:
«…когда знатные и богатые начинают пировать, то сидят с полудня до полуночи, непрерывно наполняя брюхо пищей и питьем; встают из-за стола, когда велит природа, чтобы облегчиться, и затем снова и снова жрут до рвоты, до потери рассудка и чувства, когда уже не могут отличить голову от зада».
Антирусская пропаганда дала свой эффект.
В 1549 году уже дипломатом Священной Римской империи Сигизмундом Герберштейном были изданы «Записки о Московии». На её страницах русские правители представали перед западным читателем уже не подлинными христианскими государями, а средоточием всех человеческих пороков: хитрости, враждебности, жестокости, постоянного поиска повода для нападения на соседние страны. О московитах в целом написано было следующее:
«Все они называют себя холопами, т.е. рабами государя... Этот народ находит больше удовольствия в рабстве, чем в свободе».
До XVIII века «Записки о Московии» считались самым авторитетным трудом о России.
В итоге европейцы охотно с Россией торговали, иногда просили у неё денег, но в политическом плане считали чужой и потенциально враждебной.
Прошло 500 лет. Что-то изменилось?
С уважением, Альберт Садыков (25.05.2023). Если было интересно, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Время и Право».