Лидия Андреевна Зазвонова и Мария Ивановна Сушина встречают меня перед храмом. Лидия Андреевна – с фотоаппаратом в руках: хочет заснять приезд не частых здесь областных журналистов. Мария Ивановна – с вопросом: «А вы зачем к нам пожаловали?»
На простой ответ: «Про вас написать!» и москвичка, и местная жительница улыбаются. Хотя какие уж различия между этими двумя женщинами, если обе они, не жалея сил и времени, одним делом занимаются – храм местный восстанавливают. Да и не совсем уже Лидия Андреевна москвичка-то. Здесь, в Пёте, похоронен её муж. Это он просил перед смертью свою супругу не бросать начатое благое дело.
Лишь десятилетие
Церковь во имя Введения Богородицы во храм в селе Пёт видна ещё на подъезде к селу и, конечно, поражает своим размахом и уникальностью строения. Возведённое в 1912–1913 годах по проекту гражданского инженера из Санкт-Петербурга Александра Георгиевича Молокина здание отличается необычными для православных построек тех времен архитектурными элементами, которые напоминают европейскую готическую архитектуру.
– Для Молокина проект этой церкви был дипломной работой в гражданском вузе. Он впоследствии проектировкой и строительством только гражданских зданий занимался. Как уж так случилось, что проект попал в руки строителя – местного жителя Никанора Васильевича Гаврикова, сложно сказать. Зато есть легенда, что строился храм на средства купца Портнова. Тот в Москве благословения на крупное дело просил. Да церковь обещал поставить, если всё удачно сложится. Но батюшка московский купцу объяснил, что сначала церковь построить надо, а потом уж и личных благ ждать, – рассказывает Лидия Андреевна.
Тешил ли богатый промышленник своё самолюбие или задумал столь масштабное строительство в честь 300-летия дома Романовых – остаётся загадкой. Важно одно – в небольшом селе в Тамбовской губернии (а ныне в Пителинском районе Рязанской области) была воздвигнута церковь в неорусском стиле.
Всего-то десятилетие, как вспоминают старожилы, здесь совершались службы. Затем страна начала погружаться в революционные перемены, храм закрыли, служителей отправили в ссылку или расстреляли, иконы растащили или сожгли.
«А мы вот все тут – две…»
– Что тут было, когда мы решили восстановлением заняться? Здание было в аварийном состоянии. Крыши не было, она вся деревьями поросла. Внутри всё разрушено, обветшало. Фрески стерлись от времени и непогоды. Посреди храма – горкой полусгнившее зерно: когда-то здесь был зерносклад. Вот тут на столбе мельница весела. Зерно мололи для скота, а потом за ним прямо внутрь церкви заезжали трактора. Хорошо строители тогда на совесть строили – полы почти в первозданном виде сохранились, – вспоминает Мария Ивановна.
Со временем и склада с мельницей внутри церкви не стало. Тогда местные жители стали использовать холодное помещение для хранения продуктов, а позже – и вовсе как подсобку для ненужных вещей.
– Мы из подвала 60 мешков мусора вынесли, бутылки, старые телевизоры, матрасы, – делится Лидия Андреевна.
– Кто это «мы»? – уточняю я.
– А «мы» вот все тут, – смеется в ответ Мария Ивановне, показывая на себя и Лидию Андреевну, – две!
И тут же сетует:
– Мне-то уже 82 года, Лидии Андреевне – 75. Убрать, строителям помочь, с волонтёрами управиться, с экскурсией на второй этаж в музей подняться или на колокольню… Уже возраст сказывается. Молодёжи пора бы дела передать…
Русская кухня и чужая квартира
Община, главной движущей силой которой стали наши героини, оформила на себя здание и землю и занялась сбором средств на работы по восстановлению. Большую поддержку в этом начинании оказала москвичка Марина Цолина. Рассказывая в соцсетях о храме и его нуждах, она объединила в желании восстановить чудо архитектуры людей со всей страны. На собранные средства в 2017–2021 годах здесь была заменена кровля и поставлены новые купола, изготовлены и смонтированы водостоки, на хорах появились новые полы, а на колокольне – новый шатер.
Когда миряне Пёта решили переиздать книгу о пителинских местах и именитых земляках местного писателя-краеведа Василия Кашаева «Пителинские были», поддержку они нашли… в одной из сетей московских ресторанов русской кухни. Оказалось, что её руководитель много лет собирает труды краеведов со всей страны.
– Эти двести экземпляров как горячие пирожки по всей стране разлетелись. Есть книга и в Германии, и в Австрии. Историей нашей земли и создания церкви во имя Введения Богородицы во храм многие интересуются, – рассказывает Лидия Андреевна и продолжает перечислять добрые дела:
– Члены общины – семья Лытаевых Ирина и Сергей подарили храму набор колоколов малой звонницы. Местный предприниматель заменил в церкви восемь окон. Сасовский мастер на средства одной из прихожанок изготовил деревянную голгофу и тумбу под канон, на который ставят свечи за упокой.
А один из волонтёров «Добровольческого объединения молодёжи «Реставросъ», что вот уже пять лет помогает в восстановлении храма, подарил общине… квартиру в Ногинске. На вырученные с её продажи средства в церкви был заменен купол.
Работы – много, денег – нет
Всего по общим подсчётам за восемь лет благодаря информационной поддержке неравнодушной москвички и мамы четверых детей Марины Цолиной на проведение работ в церкви удалось собрать более 8 миллионов рублей, а самым дорогостоящим на этапе восстановления Введенского храма стал проект противоаварийных работ.
Что ждет храм дальше? Лидия Андреевна на этот вопрос не берется отвечать. А Мария Ивановна замечает:
– В прошлый год за лето сделали только полы. Работ много, но денег нет, спонсоры хорошие нужны или программы какие специальные, поддерживающие тех, кто восстановлением храмов занимается.
На странице в ВК историко-краеведческого проект «Будем искать!», который реализуется силами сотрудников и добровольцев Молодёжного отдела Рязанской епархии, можно найти информацию более чем о ста разрушающихся рязанских церквях. Все они находятся в довольно плачевном состоянии, а некоторые уже не подлежат восстановлению. По стране эта цифра куда чудовищнее: от 4 до 10 тысяч храмов в глубинке находятся в аварийном состоянии. Есть среди них и настоящие шедевры русского зодчества.
Вот стоим мы с Лидией Андреевной и Марией Ивановной внутри храма на пересечении потоков света, что льётся из окон, ни оставляя внутри ни одного темного уголка. И буквально вслух все трое думаем: когда-то здесь била жизнь. Почти тысяча сельчан приходила на службы, обряды венчания и отпевания. Со стен и потолка смотрели на мирян лики святых, сверху слышался перезвон колоколов.
А сегодня лишь преподобный Ефрем Сирин с фрески обращает на нас своё внимание. Учитель покаяния, написавший тысячу сочинений, молитв, проповедей и бесед, смотрит спокойно и доброжелательно. И верит во всех нас.
Екатерина Детушева
Фото автора
Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"! Присоединяйтесь к нашему каналу) Ставьте лайк!
Материалы Екатерины Детушевой:
#люди изменившие мир #рязанские ведомости #рязань