Найти тему
Медиагруппа De Facto

У 47% воронежских компаний нет финансовых резервов на «черный день». Почему эксперты видят в этой цифре позитив?

47% руководителей воронежских компаний заявили, что у них нет резервов на «черный день». И только у 15% резервов хватит на полгода (кстати интересно, что при этом Банк России отчитался о росте депозитов воронежских предприятий на 60%). Ждать банкротств или не все так уж плохо? Мнения разделились.

Мнение 1. Негативное. Василий Солодков, профессор-экономист, директор Банковского института НИУ ВШЭ:

«После великой депрессии в США было взято за норму, что у хозяйства должны быть запасы, чтобы просуществовать 3 года. Конечно, в современных реалиях мало кто может себе такое позволить. Но тем не менее, что у 47% нет финансовых резервов вообще – это очень много. Нужно очень эффективно управлять предприятием, чтобы работать без резервов, так сказать, балансировать на грани. Конечно, это не значит, что все они обанкротятся. Но ситуация в бизнесе явно напряженная, и роста банкротств исключать не стоит. Что касается роста депозитов юрлиц – речь, прежде всего, о крупных предприятиях. Малый бизнес в целом редко хранит деньги на депозите юрлица. Понятно, что у крупных предприятий ситуация другая – кто-то вообще сидит на госзаказе, и он у него вырос. А в опросе принимал участие малый и средний бизнес, у которого отнюдь не все так радужно. Отсюда и такая статистика».

Мнение 2. Умеренно позитивное. Марина Самарцева, финансовый консультант:

«Тут нужно понимать, что имеется в виду под резервами. Сумма денег, которая позволит продержаться полгода, если вообще все встанет? Или запасы сырья + дебиторская задолженность + деньги, которые позволят продержаться? И какие виды бизнеса? Если производственники и торговля с большими складскими запасами, то у них наверняка ничего нет в резервах, может быть, на минимальный срок. И это в принципе нормально. Если услуги, то финрезервов – денег – может быть на полгода. Но вообще-то денежные резервы на полгода – тоже не совсем нормально для производственных и торговых предприятий при стабильной экономике и стабильном бизнесе, т.к. наличие таких резервов замораживает деньги, которые можно использовать для развития».

Мнение 3. Позитивное. Олег Цуцаев, экономист, управляющий воронежским филиалом АБ «Россия»:

«У 47% нет резервов. Зато у 53% есть – это очень много. Более того, в банковской практике наличие резервов на 1 месяц считается вполне хорошим показателем. Поэтому опрос вполне позитивный. Другой вопрос, что деньги должны работать. И такой процент ответивших, что резервы есть (как и рост депозитов) говорит о том, что бизнес стал осторожничать: из-за короткого горизонта планирования меньше вкладывает в развитие и больше старается сохранить, оставить «на черный день». Для развития экономики это не очень хорошо. Но с другой стороны мы не видим вала неплатежей или резкого роста банкротств благодаря как раз такой осторожной политике бизнеса».

De Facto - Воронеж: экспертиза и аналитика Подписаться