Найти тему
7Дней.ru

«Быть Сальвадором Дали»: байопик о последних годах жизни и любовной драме гениального сюрреалиста

Гениальный художник борется с болезнью Паркинсона, делает оттиски женских «пятых точек» и страдает, потому что Гала больше его не любит.

   «Быть Сальвадором Дали», реж. Мэри Хэррон кадр из фильма
«Быть Сальвадором Дали», реж. Мэри Хэррон кадр из фильма

Юный Джеймс (Кристофер Брини) бросает художественную школу и устраивается работать в нью-йоркскую галерею. На дворе — 1974 год, и ни в Америке, ни во всем мире нет художника известнее, эпатажнее и дороже, чем Сальвадор Дали. Случайно попав на одну из знаменитых тусовок Дали, Джеймс обращает на себя его внимание — прежде всего благодаря сходству со «святым Себастианом» с полотен старых мастеров. Так юный идеалист с красивым личиком входит в ближайший круг художника — знакомится с Элисом Купером, кокаином и дорогим шампанским. Но, как известно, если хочешь сберечь своего кумира, лучше не подходить к нему близко.

   «Быть Сальвадором Дали», реж. Мэри Хэррон кадр из фильма
«Быть Сальвадором Дали», реж. Мэри Хэррон кадр из фильма

Всю свою режиссерскую карьеру Мэри Хэррон препарирует поп-идолов самого разного рода — от Энди Уорхола («Я стреляла в Энди Уорхола») до банкиров Уолл-Стрит («Американский психопат»). Ее интересует прежде всего, во что превращают человека власть, слава и деньги (спойлер — ни во что хорошее). «Быть Сальвадором Дали» (2022, США, Франция, Великобритания) — наименее радикальное, но все же показательное ее высказывание. Последнее десятилетие жизни гения увидено глазами условно нормального человека — Джеймса, и вместе с Джеймсом мы наблюдаем изнанку глянца, то, о чем не напишут в журналах, то, что выходит «за рамки приличий».

   «Быть Сальвадором Дали», реж. Мэри Хэррон кадр из фильма
«Быть Сальвадором Дали», реж. Мэри Хэррон кадр из фильма

Дали (замечательный, как всегда, Бен Кингсли) — не безумный эксцентрик, каким его принято изображать, а смертельно усталый, зависимый от окружающих старик. Он давно уже не контролирует ни свою жизнь, ни карьеру, ни даже трясущиеся руки: бесконечная череда вечеринок с толпой богемного молодняка — это придуманная версия его жизни, придуманная когда-то давно, когда он был молод и горяч. Его верная (хотя не такая уж верная) спутница Гала рассказывает о том, в каком восторге когда-то был Дали от Голливуда: ему нравились искусственные декорации, отвлекавшие его от реальной жизни, банальной, обывательской, в которой нужно было заботиться о близких и регулярно платить по счетам. Поэтому он и превратил свою жизнь в подобие Диснейленда (в оригинале картина называется «Далиленд»), где всем руководит единственный и неповторимый директор, администратор и бухгалтер — его жена.

   «Быть Сальвадором Дали», реж. Мэри Хэррон кадр из фильма
«Быть Сальвадором Дали», реж. Мэри Хэррон кадр из фильма

Легко судить о Гале (Барбара Зукова) как о демонической и алчной стерве, которая давно уже не любит художника, а использует его как печатный денежный станок. Это тоже, в общем, обывательский миф, но личность Галы намного сложнее — и вторая половина фильма как раз об этом: в конце концов, для нее свинцовый парик и ярко-алая помада — такие же средства маскировки, как для Дали — его залихватские усы и наряды в стиле Людовика XIV. Гале тоже есть, что скрывать, и есть, о чем страдать — но история гораздо более беспощадна к музам гениев, чем к самим гениям.

   «Быть Сальвадором Дали», реж. Мэри Хэррон кадр из фильма
«Быть Сальвадором Дали», реж. Мэри Хэррон кадр из фильма

«У каждого своя причина, чтобы быть здесь», — шепчет на ухо юному Джеймсу одна из бесконечных красавиц-блондинок (ее играет, кстати, Сьюки Уотерхаус, девушка Роберта Паттинсона). Каждый хочет свою порцию звездной пыли — познакомиться с Элисом Купером, выпить шампанского с Амандой Лир, а если повезет, поставить оттиск своей задницы, на котором будет подпись великого художника. Все это немного не по-настоящему, как в парке развлечений, но поверьте, вы не хотите знать, насколько опасны могут быть американские горки, на которых вы катаетесь.