Сокращенно - ВРЛ. Не пройдя через него, подводником не станешь… Поскольку путей-дорожек внутрь прочного корпуса подводной лодки не так уж и много…
Сразу обращу внимание, что речь пойдёт о лодках дизельных, на которых через ВРЛ спускаются в лодку по вертикальному трапу, так как у атомоходов, благодаря полёту технической мысли их конструкторов, возможны и иные варианты.
Есть на 641-Б проекте ещё и другие люки, и съемные листы, но все-таки самый правильный путь в чрево ПЛ - через ВРЛ.
Располагается он внутри ограждения рубки в самой верхней точке прочного корпуса.
Диаметр люка немного шире диаметра трубы торпедного аппарата. Вряд ли это сделано для того, чтобы в случае крайней необходимости пропихнуть через него в лодку запасную торпеду (шутка). Скорее, за основу взяты вычисления, позволяющие безболезненно просунуть в круглое отверстие не только самого широкоплечего или пузатого подводника, но и берегового, уже немолодого адмирала.
Подводники к ВРЛ относятся с определенным трепетом и уважением, ведь, с одной стороны, это, как всегда говорили матросы, личное заведование командира подводной лодки, а с другой - окно в мир, которое дарит и дневной свет, и чистый морской воздух, и возможность после суток-других никотинового воздержания затянуться сигаретой, и один из главных путей к спасению, если что...
Кроме всего прочего, если не изменяет память, верхний рубочный люк к тому же считался устройством секретным, и фотографировать его в советские времена строго запрещалось, что добавляло ему в глазах экипажа определенной важной значимости.
За состоянием верхнего рубочного люка на лодке следят особо: на нем недопустимо появление ржавчины, горловина его должна быть отполирована до блеска, хвататься за нее руками и наступать ботинком или матросским «гадом» на нее нельзя - запросто можно схлопотать за такое от боцмана или находящегося рядом офицера подзатыльник, чтобы лучше запомнилось.
И в этом есть глубокий смысл: разреши наступать на края горловины, и это рано или поздно приведет к ее микро-деформации, истиранию, что в итоге нарушит герметичность подводной лодки. И тогда - беда!.. Ведь герметичность подводной лодки – главное качество, от которого зависит жизнь ее экипажа...
Закрывает и открывает этот люк лично командир. И нет других вариантов в море. При стоянке же подводной лодки в базе, у пирса, в необходимых случаях и с ведома командования к этому священнодействию может быть допущен узкий круг иных лиц с целью тренировки или обеспечения безопасности корабля и его экипажа.
Хотя, в истории известны случаи, когда это правило нарушалось в силу разных, в основном - непредвиденных, обстоятельств, как это случилось в годы Великой Отечественной войны на ПЛ «Щ-403». Раненый пулеметной очередью с фашистского тральщика и на какое-то время потерявший сознание командир подводной лодки капитан-лейтенант Коваленко С. И. тогда остался в ограждении рубки, а его подчиненные, посчитавшие, что командир погиб, уходя от таранных ударов немецких кораблей, задраили верхний рубочный люк сами и выполнили маневр срочного погружения, спасая экипаж и корабль.
Но при этом командира потеряли... Навсегда. Только после войны выяснилось, что фашисты подобрали его, тяжело раненного, и отправили в концентрационный лагерь, где он в итоге и погиб, не дожив до Победы. Грустная и несправедливая история...
Реальный этот эпизод, кстати, в послевоенные годы лег в основу знаменитого художественного фильма «Командир счастливой «Щуки»...
С верхним рубочным люком на лодках было связано множество разных необычных ситуаций и случаев, зачастую, курьезного плана...
В море, на боевой службе через ВРЛ за борт выбрасывают остатки пищи, подкармливая морских обитателей, а также пластины отработанной регенерации.
Из центрального поста все это по цепочке через боевую рубку передается наверх. Для нижнего в цепочке подающего матроса на лодке обычно имеется пластиковая рабочая каска и очки, так как случаи падения по причине качки или кривых рук, или еще какой-то чертовщины периодически случаются. А грохнется со всего размаху в темечко полная отходов кандейка - и мало «счастливчику» не покажется...
На каждом всплытии нашей дизелюхи в помощь командиру выделялся мичман или офицер мощного телосложения. Его задачей было крепко держать командира за ноги, чтобы при открытии ВРЛ образовавшимся внутри лодки избыточным давлением «кэпа» не выбросило наверх, как пробку выстреливает из открываемой бутылки шампанского. К счастью, с нами такого не происходило, но, говорят, что подобные случаи бывали.
В сильный шторм, когда лодка по причине необходимости зарядки аккумуляторных батарей под дизелями болталась на поверхности, бывало, что через открытый ВРЛ захлестнувшая нос лодки крутая волна струёй объемом в несколько вёдер проникала в Центральный пост. Несколько человек при этом оказывались под обжигающе холодным душем. Бывало, что доставалось и старшему на борту - командиру или комбригу, сидевшему рядом в командирском кресле.Дети, увидев такое, наверняка бы от души рассмеялись, вымокшим же подводникам в этой ситуации всегда было не до шуток, особенно в родных северных широтах.
Поэтому иногда в штормовых условиях, когда высоченные волны накрывали ПЛ, ВРЛ закрывали во избежание проникновения воды в рубку. При этом был случай, когда находящийся на мостике вахтенный офицер исчез, оставив прочно закреплённый карабином к корпусу застёгнутый (!) страховочный пояс, в очередной раз заставив всех осознать, какая это необузданная стихия - океан…
Через открытый ВРЛ некоторые особо одаренные не подводники пытались спускаться вниз головой вперед, как генерал, описанный химиком Покровским в его бессмертном, на мой взгляд - достаточно пошловатом - юмористическом произведении «Расстрелять».
На самом же деле спускаться по трапу внутрь ПЛ - целая наука...
Эти трапы, идущие сверху в Центральный пост, не на всех субмаринах одинаковые. На большинстве лодок 641-Б проекта они идут в одном направлении, один под другим, а вот на одной - первая часть трапа от ВРЛ до боевой рубки шла в ДП (диаметральной плкскости), а нижняя часть - с поворотом на 90 градусов. Местные были привычными, но прикомандированным иногда приходилось туго, особенно спросонья или с устатку: загреметь, потеряв бдительность, случалось им частенько, благо, что расстояние до палубы отсека было небольшим и, к счастью, не позволяло рухнувшему разбиться, что называется, «в лепёшку»...
Через ВРЛ на верхнюю надстройку лодки выскакивали крысы в сильный шторм, когда их пронырливые организмы не могли больше переносить дикой качки во всех плоскостях одновременно...
Как у этих «домашних животных» выходило без рук пулей вскарабкаться по стальным вертикальным поручням — для меня до сих пор остается загадкой. Но у них это получалось: лихо и бессмысленно, потому как следующим действием, происходящим с бедными «ларисками», было смытие их набежавшей высокой волной за борт.
Ну, и о флотских шуточках — как же без них?!
Когда по команде «Все вниз!» перед срочным погружением находящиеся на мостике члены экипажа торопливо начинают через ВРЛ спускаться внутрь лодки, очень часто то ли нечаянно, то ли намеренно находящимся ниже наступают на голову. Это не больно, но крайне неприятно, поэтому все без исключения стараются не мешкать, а некоторые даже спускаются по поручням на одних руках, не касаясь ногами ступеней. Но для этого требуется особое мастерство, для достижения которого нужно долго и упорно тренироваться.
Командир электромеханической боевой части подводной лодки Б-546 капитан 3 ранга Саня Андреенков, красавец-мужчина атлетического сложения, по статусу имевший право спускаться внутрь прочного корпуса перед погружением одним из последних перед командиром, постоянно, чтобы находящиеся на трапе ниже не мешкали, громогласно произносил одну и ту же фразу: «Предупреждаю, у меня очень слабые руки!»
Причем, предупреждение это всегда ускоряло тех, кто ниже, даже несмотря на понимание, что это всего лишь шутка. И это безотказно вызывало улыбки у всех, находившихся в Центральном посту, что на военной службе всегда и здорово, и даже полезно!
А один раз во время длинной боевой в разогретых жгучим тропическим солнцем водах Средиземного моря, когда из-за жары для личного состава на лодке устанавливалась форма одежды «трусы-тапочки», как на фото ниже,
один из местных лодочных шутников-мичманов, выждав подходящий момент и втихаря проинструктировав окружающих, изобразил попытку ухватить снизу поднимающегося наверх офицера за причинное место, которое у того (и это все на лодке знали) было таких уникальных размеров, что длинными тропическими трусами его было не закрыть.
Получилось весело, весь находящийся в центральном посту подводный люд просто закатился от смеха! Каждый, видимо, попытался себе представить, что было бы, если бы на движении вверх счастливчика на самом деле удержали таким образом.
Самому «счастливчику» потом об этой шуточке поведали — он-то, находясь в трубе, ничего не видел, - и до окончания боевой службы к трапу из центрального поста наверх подходил с крайней осторожностью и опаской, озираясь и ища глазами очередного лодочного шутника.
Еще рассказывали, что на всплытиях подводных лодок в южных морях при открытии верхнего рубочного люка на голову командиру сыпалась попавшая в ограждение рубки стайная рыбёха, но, сколько мы на своем корабле не пытались отловить таким образом какую-нибудь морскую живность, ни разу этого нам не удалось.
А какие у вас, уважаемые читатели, есть воспоминания, связанные с этим замечательным лодочным устройством?
-
P.S. Заметившим в моем опусе какие-то технические неточности или ошибки заранее прошу не судить строго — время стирает из памяти термины, определения и цифры, оставляя воспоминания о событиях, явлениях и людях.
Протрактор