DEPECHE MODE «MEMENTO MORI» - МУЗЫКА НЕ ДЛЯ МАСС
Корректное рецензирование релизов культовых групп, чья музыкальная карьера насчитывает не одно десятилетие, а творческое наследие простирается за границы поколений, всегда представляет определенные сложности. Любая такая работа, альбом или сингл, моментально вызывает шквал противоречивых мнений, впрочем, редко касающихся самой сути музыкального произведения.
Суть противоречий обычно в том, что мы пытаемся оценивать то, что в большинстве случаев не подлежит сравнению, ведь дистанция между созданием тех или иных записей составляет порой не одно десятилетие. Ожидания, сформированные знаковыми альбомами сформировавших ландшафт современной музыки групп столь велики, что в большинстве случаев, мы слышим лишь то, что хотим услышать, не пытаясь понять то, что пытаются сказать нам здесь и сейчас.
Единственной корректной основой для подобных сравнений является время. Большое видится на расстоянии, малое – подлежит забвению. Именно поэтому, не поддаваясь желанию выдать сиюминутный разбор сразу после выпуска нового альбома группы Depeche Mode “Memento Mori”, мы постарались сделать вдумчивый обзор, придерживаясь именно этой логики. Какие же именно впечатления он оставляет спустя пару месяцев после релиза?
Большая часть рабочего материала для «Memento Mori» была написана во время пандемии; остаток – уже после начала всем известных геополитических событий, и во многом, по признанию главного сонграйтера группы, Мартина Гора, ощущение зыбкости человеческого бытия в это непростое время, безусловно, внесло свой отпечаток в эту запись.
Внезапная смерть весной 2022 г. одного из основателей группы, Энди Флетчера, и ощущение глубокой личной трагедии после 43 лет совместной работы, лишь многократно усилила эту составляющую.
В результате, после творческих разногласий, преследовавших DM во время записи предыдущего, и по общему мнению, не слишком удачного альбома «Spirit», основному композитору группы и ее главному солисту пришлось заново найти творческий язык общения без своеобразного медиатора, каким, по признанию оставшихся участников группы, в основном и выступал Флетчер.
Что же можно сказать о «Memento Mori» сейчас, 12 композициях общей длительностью 50 мин., спустя месяц после официального релиза, когда первоначальные споры и страсти уже улеглись?
Прежде всего, важно отметить, что «Memento Mori» - это, безусловно, концептуальный альбом, осознание того, что человек смертен; что, с учетом трагической предыстории его записи, отличается от прочих абстрактных рассуждений на эту тему.
Это - путешествие в бездну, с которой рано или поздно придется столкнуться всем нам. Начиная от полного его отрицания (первый трек My Cosmos is Mine) и заканчивая столь же полным принятием (Speak to me, последний трек), а также глубоким и целостное переживанием того, что лежит между этими двумя точками - гнев, торг, непонимание, разочарование, депрессия, и как ни странно, надежда.
Если говорить о стиле композиций, то этот альбом, эклектичен, как ни один другой альбом, разве что за исключением Black Celebration (1986 г.), и возможно, «Ultra» (1997 г.). Присутствующие на нем вещи очень разноплановые; известным знаменателем здесь выступает разве что традиционное электронное звучание группы.
Элементы индастриал и нойз-эмбиент в открывающем треке My Cosmos is Mine;траурный вальс в Don’t say you love me, классический хит The Ghosts Again, пост-индустриально звучащий трек My Favorite Stranger. Своеобразная crooning song, Soul with me, уже от Мартина Гора, и исключительно интересная тексту и тому, то называется словом “groove” Caroline’s Monkey.
Чувственная Before we Drown, с традиционными для второго сонграйтера ( Дэйва Гаана) мотивами, концовка которой меняет ваше представление о первых двух куплетах. «People are good» заставляет вспомнить то ли, о «Kraftwerk», то ли о горькой аллюзии на «People are people» 1984 г. «Always you» трогательна по звуку и вокалу, а «Never let me go», аранжированная в стиле современной вариации пост-панка, вполне могла бы напомнить о «Joy Division» или «The Cure». Но, несмотря на столь выраженные вариации, все это очень четко укладывает в общую концепцию релиза.
Закрывающий трек, «Speak to me», имеет именно ту структуру, на которой и стоило бы закончить это произведение. Напоминающий биение сердца ритм в конце песни перекликается с началом первой композиции, и это именно то, что придает альбому окончательное ощущение последовательности и целостности. Говорить о качестве вокальных партий не имеет смысла, они, как всегда, на безупречной высоте.
Говоря о музыкальной составляющей, стоит заметить, что аранжировки здесь лаконичны, как фразы на латинском языке, или лежащий на накрытом черным бархатом столе череп. В них есть определенная строгость и своя геометрия, четкие края, своеобразный музыкальный протокубизм.
Больше музыкальная мозаика, нежели палитра, своеобразная деконструкция звука, умеренное пренебрежение размытостью оттенков во имя четких базисных форм. Здесь достаточно пространства, возникает ощущение, что всё это - чуть больше о том, чтобы сказать, нежели спеть, чуть более повествовательно, чем музыкально.
Выведенный на передний план вокал и нестандартная структура многих композиций лишь подчеркивают этот интересный аспект. В этом смысле, безусловно, стоит отметить отличную работу продюсерской команды, уже знакомого нам по альбому «Spirit» Джеймса Форда и особенно, специалиста по звуковым петлям, итальянского продюсера и звукорежиссера Марты Салоньи.
В целом, представленный электронный звук кажется свежим и не потасканным, в этом смысле аналоговые синтезаторы из коллекции Мартина Гора звучат так, словно их изобрели не в 1960-х, а в 2023 году, что, по нынешним временам, достижение само по себе.
Лирика альбома кинематографична и образна, как увядающие цветы на могильной плите, когда где-то падают листья, еще светит солнце, но уже начинается дождь. Здесь почти нет хитов в формате “radio friendly”, а это именно то, чего зачастую и ждут от любимых многие годы групп. В некоторых композициях, разве что, кроме «The Ghost Again», словно нарочно, отсутствует надрыв и кульминация, а некоторые вещи завершаются скорее внезапно, чем ожидаемо.
Впрочем, о смерти вряд ли что-то можно сказать ожидаемо и в громких нотах. И это может запросто расстроить известную часть поклонников группы, вот уже как 30 с лихвой лет продолжающих жить в чудесном мире её классических альбомов (прежде всего, «Violator»), причесок в стиле «площадка», белых джинсов и коротких «косух», когда, как известно, водка была крепче, а трава зеленее.
Впрочем, тем, кто собирается жить вечно, наверно, лучше и впрямь не беспокоиться.