Найти в Дзене
Военобзор

Як-24 – единственный в истории СССР вертолёт, построенный по схеме "летающий вагон"

Советское авиастроение по праву занимало одно из лидирующих мест в мире. Умели отечественные конструкторы придумывать, а инженеры воплощать конструкторские задумки в металле. Причём у каждого конструкторского бюро прослеживалась определённая специализация. Например, в КБ Яковлева занимались преимущественно на истребителях и лёгких спортивных самолётах, в КБ под руководством Туполева работали над бомбардировщиками и пассажирскими лайнерами, аналогичным было направление деятельности и КБ Ильюшина. Если говорить о вертолётах, то над ними трудились всего две "фирмы": Миля и Камова. Причём в КБ Миля работали  преимущественно над вертолётами классической схемы (с несущим и хвостовым винтами), а камовцы занимались вертолётами соосной схемы. Больше вертолётную тематику никто не лез. Хотя и здесь было исключение. Попробовал заниматься вертолётами и Александр Яковлев (в роли генерального конструктора). Надо отметить, что весьма небезуспешно. Его подчинённым удалось в кротчайшие строки спроектиро
Вертолёт Як-24 в центральном музее ВВС в Монино. Источник фото: commons.wikimedia.org
Вертолёт Як-24 в центральном музее ВВС в Монино. Источник фото: commons.wikimedia.org

Советское авиастроение по праву занимало одно из лидирующих мест в мире. Умели отечественные конструкторы придумывать, а инженеры воплощать конструкторские задумки в металле. Причём у каждого конструкторского бюро прослеживалась определённая специализация.

Например, в КБ Яковлева занимались преимущественно на истребителях и лёгких спортивных самолётах, в КБ под руководством Туполева работали над бомбардировщиками и пассажирскими лайнерами, аналогичным было направление деятельности и КБ Ильюшина. Если говорить о вертолётах, то над ними трудились всего две "фирмы": Миля и Камова. Причём в КБ Миля работали  преимущественно над вертолётами классической схемы (с несущим и хвостовым винтами), а камовцы занимались вертолётами соосной схемы.

Больше вертолётную тематику никто не лез. Хотя и здесь было исключение. Попробовал заниматься вертолётами и Александр Яковлев (в роли генерального конструктора). Надо отметить, что весьма небезуспешно. Его подчинённым удалось в кротчайшие строки спроектировать и воплотить в металле тяжёлый транспортный вертолёт Як-24, который вскоре был запущен в серийное производство.

Вертолёты Як-24 ВВС СССР. Источник фото: oruzhie.info
Вертолёты Як-24 ВВС СССР. Источник фото: oruzhie.info

При этом следует отметить, что Як-24 – единственный в истории СССР вертолёт, построенный по схеме "летающий вагон". Что за схема такая? Её другое название "продольная". При продольной схеме вертолёт имеет два несущих винта, расположенных вдоль продольной оси вертолёта и вращающихся в разные стороны. Кстати, по аналогичной схеме построен легендарный американский тяжёлый транспортный вертолёт Boeing CH-47 Chinook, который совершил первый полёт в 1961 году и выпускается в настоящее время.

В КБ Яковлева попробовали работать с продольной схемой и всё получилось. Главным конструктором вертолёта стал Игорь Александрович Эрлих. Свой первый полёт Як-24 совершил в 1952 году, а уже с 1955 года вертолёт (по классификации НАТО Horse – "Лошадь") уже находился в эксплуатации.

В истории с данным вертолётом есть несколько примечательных моментов.

Первый заключается в том, что Постановление правительства СССР о создании тяжёлого вертолёта было принято в начале декабря 1951 года, через два с небольшим месяца был одобрен эскизный проект машины, а первый вертолёт поднялся в воздух уже в июле 1952 года. От распоряжения правительства до появления первого лётного экземпляра прошло всего девять месяцев. Рекордные сроки!

Второй момент в том, что работая над своим вертолётом яковлевцы "конкурировали" с КБ Миля, в котором трудились над своим многоцелевым вертолётом Ми-4. Задача на проектирование этого вертолёта была получена всё тем же Постановлением правительства от 5 октября.

Вертолёт Як-24 в музее ВВС в Монино. Фото: Алан Уилсон / commons.wikimedia.org
Вертолёт Як-24 в музее ВВС в Монино. Фото: Алан Уилсон / commons.wikimedia.org

Для ускорения работ работы над ЯК-24 были взяты все та же несущая схема, что и для Ми-4 (редуктор, автомат перекоса, лопасти винтов). Так же на вертолёты устанавливался один и тот же поршневой двигатель воздушного охлаждения АШ-82В. Только на Як-24 всё это было "умножено на два" (две несущих схемы, два двигателя). Зато и максимальная грузоподъёмность яковлевской машины была в 2,5 раза больше. Як-24 мог перевозить 30 солдат с экипировкой или 4000 килограммов груза (против 1600 килограммов полезной нагрузки у Ми-4).

Третий любопытный момент в том, что за время испытаний и эксплуатации Як-24 не потерпел ни одной катастрофы с жертвами. Хотя данный момент весьма условный, поскольку вертолёт Як-24 был построен в количестве всего 40 экземпляров. Период серийного производства – 1956-1958 годы.

Столь малое количество построенных машин данного типа объясняется тем, что в скором времени ему на смену пришёл более скоростной и грузоподъёмный тяжёлый многоцелевой вертолёт Ми-6, совершивший свой первый полёт в 1957 году и принятый в эксплуатацию в 1962 году. Кроме того, появившийся почти одновременно с Як-24 вертолёт Ми-4, несмотря на меньшую грузоподъёмность, оказался более универсальным, став в последствии основным транспортно-десантным вертолётом страны Организации Варшавского договора.

Вертолёт Як-24 использовался не только в Вооружённых силах СССР (большая часть выпущенных машин), но и в народном хозяйстве страны.

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал, чтобы не пропустить новые публикации!