После окончания Великой Отечественной войны и нарастания противостояния с Западом, военно-политическому руководству СССР стало понятно, что следующим театром военных действий может стать территория Западной Европы с её разветвлённой гидрографической сетью (реки и озера).
Прошедшая война наглядно продемонстрировала недостаток в армии страны амфибийных десантно-высадочных средств. Да и молниеносный бросок танковых дивизий через территорию Западной Европы предусмотренный военной доктриной, никто не отменял. Как в этом случае форсировать широкие водные преграды? А ведь при этом необходимо было ещё и выполнить основную боевую задачу.
Специально для таких целей был спроектирован, запущен в серийное производство и принят на вооружение плавающий танк ПТ-76, обладавший превосходными мореходными качествами и способный перевозить десант на плаву. Конечно, 76-мм нарезная пушка – это хорошо. Но только на первое время, необходимое для захвата плацдарма. А как быть дальше, когда противник "очухается" и подтянет силы для отражения атаки? Да и противопульная броневая защита ПТ-76 оставляла желать лучшего.
Для удержания и расширения плацдармов был необходим плавающий танк, имеющий противоснарядное бронирование и более мощную пушку, способную бороться со средними танками противника. Толстая броня и полноценная пушка – это уже класс средних танков. А в те годы (1960 -1977 гг.) масса средних танков перевалила за 30 тонн. Как заставить такую махину не только держаться на плаву, но и перемещаться по водной глади?
Возможно, зарубежные конструкторы, столкнувшись с такой нестандартной задачей, просто бы развели руками. Но это не применимо для нашей страны. Родина приказала, конструкторы реализовали в металле.
Танк Т-55 – уникальная для своего времени машина. Кстати, он до сих пор стоит на вооружении ряда государств, а в российской армии находится на базах хранения. Мало того, что это был первый в мире серийный танк, обладавший автоматической системой противоатомной защиты, так он мог ещё преодолевать довольно широкие водные преграды. А ещё вести огонь на плаву и перевозить десант на броне.
Итак, Т-55 – средний танк, который мог преодолевать водные преграды на плаву. Как была реализована задумка?
Советские конструкторы не стали "изобретать велосипед", а взяли за основу серийный танк и просто его немного доработали. Для того чтобы танк мог плавать к нему просто цеплялись два понтона, носовое крыло и кормовая вставка. Автором данной конструкции стал Леонид Федорович Федосеев из ЦКБ 340 (г. Зеленодольск).
Конструкция, получившая шифр ПСТ-63 (принята на вооружение в 1963 г.) представляла собой два понтона, каждый из которых перевозился тягачом ЗИЛ-157. Понтоны были негерметичными, выполнялись из алюминиево-магниевого и заполнялись обычным пенопластом. Габариты конструкции составляли 12,5 на 7,8 метров.
По прибытие на место форсирования понтоны сбрасывались с тягачей таким образом, чтобы между ними мог въехать танк. Затем осуществлялось крепление плавсредств к танку. Данная операция производилась исключительно силами экипажа и занимала всего 30 минут. Так же проводилась герметизация всего танка специальным составом (кроме командирского люка). Для того, чтобы решётку двигателя не заливало водой, вокруг неё дополнительно устанавливался короб. Кроме этого, за счёт трубы наращивался выпускной патрубок двигателя, чтобы отработанные газы выходили над поверхностью воды. После всех этих манипуляций танк был готов к форсированию водной преграды.
Движение танка на плаву осуществлялось за счёт вращения ведущих колёс танка посредством винто-редукторных установок (понтоны имели гребные винты) разработки КБ Харьковского завода под руководством Александра Александровича Морозова. Скорость движения танка на плаву достигала 14 км/ч при волнении моря до 4 баллов.
Управление боевой машиной при движении по водной поверхности ничем не отличалось от управления при движении по суше. Разница была в том, что механик водитель управлял танком лишь по командам командира, находившегося в своём люке. Связано это было с залитием водой смотровых приборов мехвода.