Найти в Дзене

ОТБЛЕСКИ НЕСЛУЧИВШИХСЯ МИРОВ — ХРИСТИАНСКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

ОТБЛЕСКИ НЕСЛУЧИВШИХСЯ МИРОВ — ХРИСТИАНСКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

https://pavelvoloshin.com/otbleski-nesluchivshixsya-mirov-xristianskoe-chelovechestvo/

Продолжаю публиковать фрагменты будущей книги об альтернативных вариантах истории – «ОТБЛЕСКИ НЕСЛУЧИВШИХСЯ МИРОВ»

Как и когда мог возникнуть Христианский мир?

Очень много значимых развилок случилось в первые века распространения христианства. Никейский собор и утверждение Символа веры, борьба вокруг догматов, борьба за то, какие христианские тексты и Евангелия будут канонизированы, а какие – станут апокрифами, конкуренция с митраизмом и арианством, формирование первых Церквей – там могли реализоваться очень разные сценарии. Однако эти Альтернативы уже пойдут не по теме «Христианский мир», но по разделу «Альтернативное Христианство». Здесь мы рассматривать их не будем, а сосредоточимся на вариантах Истории, в которых уже традиционное, привычное нам христианство могло бы играть в жизни планеты гораздо большую роль, чем сейчас.  Интересные развилки связаны с Восточными церквями (например, несторианство в Центральной Азии и Индии, христиане Африки и Ближнего Востока), но это слишком далекие ветви. Кое-что рассмотрим в главе об альтернативках Ислама.

ИМПЕРАТОР, ВУЛКАН И ЧУМА ИЛИ КАК НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ СПАСТИ АНТИЧНОСТЬ

Интересная и важная для христианства развилка – так называемый «Мир Юстиниана» (другие альтер-историки зовут эту возможную ветку «Великая Византия» или «Мир Святой Софии». Развилка вот где. После распада Римской империи в её Западной Части стало совсем плохо и неуютно. Большинство территорий погрузились в жуткие междоусобицы или были завоеваны «варварами» — народами с более низкой культурой, например, вестготами или лангобардами. А вот в Восточной части Римской империи, которую называют Византией, ситуация оказалась гораздо более благополучной. Византия сохранила экономику и централизованное управление. И начала готовить реванш. Возможный византийский реванш был связан с персоной императора Юстиниана. Это был выдающийся организатор и мощный полководец. Он собрал все военные, финансовые и политические силы Востока империи в кулак и начал возвращать в родное лоно утерянные земли Запада. С 533 до 555 годов армиям и политикам Юстиниана удалось восстановить господство над Средиземным морем, уничтожить «варварские» королевства вандалов и вестготов, вернуть острова, Северную Африку, почти всю Италию.  У Юстиниана почти получилось восстановить «ядро» прежней Римской империи. Казалось, что вот-вот, и… Но не случилось. Вначале Юстиниану помешали странные климатические потрясения и последовавший за ними страшный голод. Историки древности пишут о том, как «целое лето Солнце светилось голубым цветом, в июле шел снег, а иногда днем по нескольку раз наступали сумерки». Сегодня ученые считают, что атмосферные эксцессы, похолодание и голод были вызваны в середине 6 века мощнейшими извержениями индонезийских вулканов, которые выбросили в атмосферу огромные массы пепла и затмили Солнце.

А потом пришла чума. Вообще-то неудивительно – ослабленные многолетним голодом люди стал легкой добычей для инфекционных бактерий. Поэтому так называемая «Юстинианова чума 6 века» оказалась необычайно смертоносной. Некоторые провинции империи вообще потеряли большую часть населения. Конечно, в такой ситуации восстановительные войны пришлось прекратить. Господь, в честь которого и шли все походы Юстиниана, оказался от этого всего не в восторге. Или просто у Всевышнего были другие планы. Но что было бы, если бы индонезийского извержения не произошло, голод не случился бы, а эпидемия не стала такой смертоносной?

Наследники Юстиниана могли завершить его отвоевания, занять Испанию, а там, глядишь – и Францию. Отодвинуть Иран, остановить славян и арабов. И тогда….

Если бы «мир Юстиниана» или «Великая Византия» случился бы, много стало бы по-другому. Во-первых, гораздо меньше было шансов раскола Церкви на Восточную и Западную. Во-вторых, культурный упадок Западной Европы после краха Римской Империи стал менее глубоким и завершился бы раньше. В третьих, мощная Восточная Римская империя в 7-8 веке оттеснила бы Иран и имела отличные шансы справиться с армиями последователей Мухаммада. Тем самым распространение ислама могло быть остановлено или ограничено. Иран могли отодвинуть на Восток, но Средняя Азия осталась бы зороастрийской. Получится очень православный и очень однородный мир (во всяком случае, в Западной Евразии). Пили бы Константинопольский кагорчик на Пасху…  И этот мир, по крайней мере в первые его несколько столетий – гораздо благополучнее нынешнего. Если прикинуть, то резкое снижение количества войн, уменьшение остроты религиозного противостояние и сокращение послеримского культурного упадка породили бы гораздо более комфортное, развитое и благополучное Средневековье. Православное общеевропейское средневековье под крестом Святой Софии. Да, Крестовые походы тоже там были бы невозможны. Конечно, рано или поздно там должны были случиться свои религиозные конфликты – например, с еретиками или с иудеями. Войны иконоборцев с иконопочитателями могли вовлечь всё Средиземноморье. С ересями Византийцы сражались почти так же сурово, как и католики.

А вот случилась ли бы в Византийском мире индустриальная фаза развития? Возможно ли там промышленная и научно-техническая революция? Интересный вопрос. В Текущей реальности именно мощнейший клубок противоречий между религиями, культурами, социальными слоями  привели к гуманизму, потом к появлению научного подхода, накоплению капитала и индустриализации. А «там» эти процессы, если они бы случились, должны проходить гораздо медленнее. Вообще, для  Византийского мира ощущается больше соборности, меньше противоречий, больше гармонии между сферами жизни.  Но. Возможно, к примеру, что Византийский мир, далеко опередив по уровню развития и благополучия Текущую реальность к Высокому Средневековью, векам к 15-18 начал бы серьёзно отставать в технологическом развитии. Великие Географические открытия там точно бы случились позже. А с другой стороны, там могло и не возникнуть такого острого противоречия между Церковью и Наукой, как в Текущей Реальности. Но и аналога Инквизиции не возникло бы или бы её деятельность была менее суровой.  А турки-османы могли прийти под Константинополь не под зелеными знаменами Ислама, а, например, под крестами христиан-несториан, которых в Средние века в Азии было полно. Или даже со священными огнями Заратустры…  За всё надо платить… Впрочем, вероятно, место Реформации в  Византийском мире  могли занять какие-то ереси, поддержанные населением Северной Европы в противовес диктату «зажиревших епископов Константинополя».  Захват еретиками Германии и Британии или Италии мог бы способствовать смене культурного кода и запуску промышленной революции. Хотя капиталы в том мире тоже распределялись бы равномернее, антагонизм Венеция-Константинополь отсутствовал, позиции ростовщиков были бы слабее. Капитализм тоже стал бы иным и развивался медленнее. В общем, интересная, сильная и мощная ветка Альтернативной истории – целостная, спокойная, гармоничная. Но чума и вулканы нас туда не пустили.

-2

ИНОЕ БОГОСЛОВИЕ – ИНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ДРУГАЯ НАУКА

В аналитике, погружениях и играх по альтернативной истории постоянно всплывают развилки Альтернативного богословия. Известно, что богословие в Раннем Средневековье развивалось в ситуации острых конфликтов и противоречий. А значит, были развилки. Многие выводы, нормы и идеи могли бы стать иными. Например, работы Фомы Аквинского могли быть другими или не получили широкого признания.   Изменения в богословии могли породить много очень различных веток реальности – от другого темпа исторических процессов и иных государственных границ до непохожих на нынешнее типов мышления, отношения к реальности и рациональности. Именно богословие формировало мышление европейского человека вплоть до позднего Ренессанса. Даже небольшие изменения в форматах, стиле, способах мышления и трактовки Священного писания могли дать смену картины мира и типа познания в  Европе. А это могло повлечь за собой, например, другой тип науки (наукой долгое время занимались именно монахи, да и сам нынешний тип научного мышления вырос на основе средневековой схоластики). Или другие представления о рациональности. Или другие технологии, другие формы и темпы индустриализации и промышленной революции (если бы они вообще произошли…). В общем, развилок здесь много разных и интересных. А отблески неслучившихся миров Иного Богословия мы можем увидеть, например, в фэнтези или некоторых философских трактатах.

КАК КРЕСТОНОСЦЫ САМИ СЕБЯ НАКАЗАЛИ

Был в истории интересный эпизод, когда крестоносцы могли, фактически, добить мусульманские государства Ближнего Востока. Если бы это случилось, влияние христианства на планете явно было бы большим. И этот сценарий связан с… монголами. Дело в том, что среди соратников Чингисхана было немало христиан. В 10-13 веках на территории Средней и Восточной Азии были распространены немало христианских церквей, особенно восточного, несторианского направления. Часть воинов Чингисхана была как раз оттуда. Мусульман они сильно не любили, поскольку несторианство преследовалось в мусульманском Хорезме (мощное среднеазиатское государство). К тому же монголы недавно провели двадцатилетнюю жесточайшую войну с Хорезмом и считали мусульман врагами. В 1256-1259  годах мощная монгольская армия хана Хулагу двигалась по Ближнему Востоку, в 1258 году они взяли Багдад и казнили самого халифа. Некоторые историки даже назвали эпизод «жёлтым крестовым походом».  С 1259 года ситуация для мусульманских государств Ближнего Востока стала катастрофической. Монголы с союзниками – армянами и некоторыми другими ближневосточными христианами двигались по территории сегодняшних Ирака и Сирии, уничтожая одну арабскую крепость за другой. Однако сил для тотального контроля Ближневосточного региона явно не хватало. Понимая это, вожди монголов неоднократно обращались к крестоносцам, которые к тому времени контролировали несколько небольших государств на территории Восточного побережья Средиземного моря. Монголы предлагали лидерам государств крестоносцев вместе добить арабов.

Однако европейские крестоносцы посчитали монголов – как христиан, так и язычников — более «чужими», чем арабы-мусульмане. И решили монголов кинуть. И помощи не оказали. «Жёлтый крестовый поход» провалился. Для крестоносцев это кончилось плохо. Окрепшие мусульмане не только со временем вытеснили Чингизидов, но и выгнали крестоносцев с Ближнего Востока. А в 14-15 веках Ислам перешел в контрнаступление под знамёнами Османов…

КАТОЛИЧЕСКИЙ МИР ВО ВСЕХ ВАРИАЦИЯХ

(Испанский мир,  Мир «Мягкой Реформации», Мир Габсбургов, Мир Иезуитов).

Католическим Миром мы называем группу сценариев, в которых уже сформировавшаяся Католическая церковь сохраняла/возвращала доминирование в Европе. Из этих сценариев можно выбрать весьма вероятные  и сильные сценарии Испанского мира, Мягкой Реформации, Мира Габсбургов и Мира Иезуитов.

Испания к середине 16 века захватила огромные колонии, богатства и стала мощнейшей мировой державой. А у руля королевства встал Филипп II, очень фанатичный  и религиозный человек, который всю свою жизнь положил на то, что бы по словам классика «с помощью американского золота, инквизиции  и испанских солдат вернуть господство Католической церкви в Европе (с)».

У Испании это не получилось. А если бы?

Точка невозврата, когда закрылось окно возможностей для Испанского мира, это разгром в 1588 году Непобедимой Армады (огромной испанской флотилии, которую Филипп II послал для завоевания Англии). Если бы не военные неудачи и страшные шторма, которые фатальным невезением сопровождали Армаду всё её плавание, то в Англии могли восстановить католичество, Британской империи в известной нам форме не случилось бы, а капитализм развивался намного позже и намного медленнее. Испанцам удалось бы задавить повстанцев Нидерландов, испанская инквизиция подавила бы Реформацию во многих частях Европы, а испанский язык был бы более популярен в мире, чем английский. США или не сформировались бы вообще, или создавались протестантами, массово спасавшимися из Европы от католического геноцида. И должны были отбиваться от Испании с сомнительным  исходом. Испанцы и португальцы могли захватить огромные колонии по всему миру и положение дел в этих колониях сильно отличалось бы от английских. Да, Испанская империя со временем бы ослабла из-за перенапряжения и чрезмерных военных расходов. Однако облик Европы станет уже другим, позиции Римской церкви – гораздо сильнее, а Реформация, если не разгромлена совсем, то вынуждена спасаться в самых укромных уголках Европы. Поражение Непобедимой Армады – очевидная и одна из самых ярких точек невозврата, знаменующих срыв сценария Католического мира.  Окончательно Испанский мир был похоронен после восстания и утери богатейшей испанской провинции – Нидерландов.

Была в истории и мощная развилка, связанная с быстрой и решительной победой Католической лиги под руководством Габсбургов в Тридцатилетней войне. В этом сценарии Европа оказывалась под общим контролем Габсбургов, но лидирующую роль играли бы австрийцы, а не испанцы. Позиции протестантов ослабнут, но вряд ли  стоит ожидать полный разгром. Учитывая австрийскую концепцию «фрактальной империи», политическая карта Европы была бы более раздробленной. К тому же критическое условия Мира Габсбургов – это ещё и полное поражение Франции в Тридцатилетней войне (тогда не реализуется концепция национального государства, продвинутая кардиналом Ришелье и феодальная структура подержится намного дольше).

Ещё один вариант Католического мира  — Мягкая Реформация. Дело в том, что сам Мартин Лютер в начале своей общественной деятельности совсем не стремился к появлению новой конфессии и разрушению католичества. Первоначально намерения Лютера были гораздо более скромными! Ученый монах стремился к ограничению церковных расходов, устранению всем очевидных социальных пороков и язв, более справедливому распределению церковных постов. Почти ничего революционного, а тем более – еретического. Кардиналы, которые противостояли Лютеру, да и сам Папа тоже не желали грандиозной религиозной войны.  Все стороны были намерены договориться. Но не получилось.

А потом вмешались немецкие князья, которые давно засматривались на жирные материальные фонды католической церкви и очень не против были заиметь себе карманные местные религиозные структурки. А если бы у Лютера получилось договориться с Папой? Кровопролитных религиозных войн в Европе не будет. Общая напряженность в обществе гораздо ниже, чем в Текущей реальности. Германия, кстати, не так бы пострадала от религиозного противостояния (в Текущей реальности в религиозных войнах там погибло до половины населения) и быстрее смогла объединиться, что перекраивает историю Европы.  Опять же, более медленное накопление капитала, меньше возможности подняться масонству, менее острое напряжение между Наукой и Церковью. Медленное развитие капитализма – меньше социальных противоречий, больше возможности для адаптации общества, позднее наступает эпоха империалистических войн и глобализма…

В целом гораздо более гармоничный эволюционный мир. Очень жаль, что Папе так и не удалось договориться с Лютером. Так всё у них и вышло – по взаимному несогласию.  Жесткий вариант Реформации, истребление и разграбление католических церквей в Германии, религиозные войны, Варфоломеевская ночь и Тридцатилетняя война… А так – взяли бы Лютера в качестве ученого богослова в Ватикан, нашли бы там ему теплое место. Сиди да пиши философские трактаты.

Ещё один эпизод Истории, когда мог быть реализован Католический мир – это быстрая победа Католической лиги во главе с Габсбургами в Тридцатилетней войне (1618-1648). Тогда за господство над Европой сражались коалиция католических и протестантских держав. Католическая Лига с Испанскими и Австрийскими Габсбургами и протестантская Евангелическая уния, к которой примкнула и Франция. В конечно итоге победил как раз «проект Ришелье» — идея бюрократических национально-территориальных государств вместо общеевропейской аристократической сети и «феодальной лестницы». Идеи Ришелье помогли восторжествовать в Европе концепту Абсолютизма, который, несмотря на то, что распространялся под знаменами тотальной королевской власти, стал погребальной песней Старого порядка, старой аристократии. Без абсолютизма не распалась бы единая аристократическая сеть, не оформились бы национальные государства, совершенно по-другому могла пойти индустриализация.  Мы до сих пор во многом живем в реальности, созданной действиями Ришелье. Хоть кардинал и был вполне ревностным католиком, его озабоченность укреплением Французского королевства парадоксально во многом способствовали тому, что Католический мир ушел в сектор Невозможного будущего. Так тоже бывает.  Без Ришелье не было бы абсолютизма, без абсолютизма нет Французской революции, без Французской революции не случится дехристианизация Европы.  Возможно, старый хитрый кардинал и не хотел, но так получилось. Знал бы, чем всё закончится, может и действовал бы по-другому. А в Текущей Реальности на смену Старому порядку пришел капитализм современного типа с сильными национальными государствами. И во фразах вестфальских и аугсбургских мирных соглашений, которыми завершились религиозные войны в Европе, «Чья власть – того и религия!» уже слышатся ростки национальных идеологий…

В Текущей Реальности Тридцатилетняя война завершилась, в основном, в пользу Евангелической унии и поддержавшей её Франции.  (На самом деле эта война – целых четыре крупных противостояния, которые происходили по всей Европе между разными участниками, на разных театрах военных действий и продолжались суммарно почти 30 лет.  Для современников это было несколько различных войн. Возможно, что лет через четыреста историки будут говорить о «Тридцатилетней Империалистической войне 20-го столетия», которая шла с перерывами с 1914 по 1945 годы…) Нет смысла пересказывать ход Тридцатилетней войны, она очень хорошо описана историками. На самом деле это даже не было войной между католиками и протестантами. Противники неоднократно переходили из лагеря в лагерь, как католики, так и протестанты сражались с обеих сторон, в том числе и друг с другом. Подставляли и предавали друг друга.   Тридцатилетняя война НА САМОМ ДЕЛЕ СТАЛА ПРОТИВОСТОЯНИЕМ ФЕОДАЛЬНО-АРИСТОКРАТИЧЕСКОГО МИРА С РОЖДАЮЩИМСЯ МИРОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ. Национальные государства выиграли. С другой стороны, Тридцатилетняя война имела явные черты фазовой войны. Доказательство тому – исключительная, порой необъяснимая жестокость участников. Завершение Тридцатилетней войны открыло дорогу к переходу от аграрного общества к индустриальному. Правда, через целых 150 лет, поскольку во время войны производительные силы Центральной Европы оказались катастрофически подорваны. Социальные механизмы новой фазы развития были в целом запущены, но огромные потери населения и зачатков промышленности отбросили регион на века назад. Так тоже бывает.

Исход Тридцатилетней войны не в пользу Габсбургов позволил выжить в Средней Европе протестантизму. Распространение протестантизма способствовала более быстрому развитию капитализма и индустриализации. А так же – уменьшению влияния церкви на все сферы жизни общества.

Что было бы, если бы коалиция Гасбсубргов победила?

Могла случиться ещё одна версия Католического мира.

Где были развилки? На самом деле, развилок в ходе Тридцатилетней войны много. Например, важные развилки связаны с выдающимся австрийским  полководцем Валленштейном. Если бы не внутренние раздоры в лагере католических князей, многие из которых не воспринимали «менее благородного» по происхождению Валленштейна как лидера коалиции, результат войны мог быть иным. В Текущей реальности австрийская знать однажды заставила императора Фердинанда отстранить Валленштейна от командования, а во второй раз его просто убили.  Останься Валленштейн жив и сохрани руководство имперскими войсками, он вполне мог переломить ход кампании в пользу Габсбургов. Ещё одна развилка – распри межу римским Папой  и австрийским императором. Хотя по логике вещей Папа должен был всячески поддерживать Империю, в реале он серьёзно конкурировал с Фердинандом и союзными испанцами за господство и влияние в землях Центральной Италии. И не поддержал католиков Империи в должной степени. Наконец, имело место несколько крупных сражений, где чаша весов удачи могла склониться как в одну, так и в другую сторону. Например, при другом стечении малых обстоятельств вторжение шведов-протестантов в Центральную Европу могли и остановить.

Каким мог стать Католический мир, как там вообще жилось бы?

Обе версии  развилок Католического мира – Мир Филиппа II и Мир Габсбургов во многом схожи.

Давайте представим себе это. Более медленное развитие технологий – всё под контролем церкви. Возможно, в ряде стран приходится получать специальные разрешения от священников на значимые изобретения и технологии. А отдельные области науки могут объявляться «божественными» или «дьявольскими». С другой стороны, в Европе, лишенной агрессивного атеизма, может распространиться мощными волнами мистицизм или новые духовные веяния. Развивается аграрный капитализм под контролем крупных землевладельцев. Большинство финансовых операций ограничивается запретом на ссудный процент – меньше и влияние евреев в обществе. Транснациональные корпорации развиваются намного медленней. Бизнес  и наука базируются на цеховых и клановых принципах. Купеческое сословие и мануфактуры больше озабочены социальными обязательствами, чем безудержным накоплением капитала. Гораздо более патриархальные нравы в целом. Феминизма и сексуальной революции нет и в помине или они проявятся позже и мягче. Впрочем, знать живет в роскоши и на пиршествах за стенами замков, освещаемых электричеством от паровых турбин, иногда творится такое…. Разница между аристократией  и низами гораздо сильнее, чем в Текущей реальности. Соответственно – разная мода, разрыв субкультур.  Люди сгруппированы в кланы, сословия, цеха и гильдии. Впрочем, здоровая сословность – это отнюдь не плохо. Больше коллективизма. Важны такие странные для Текущей реальности понятия, как личное достоинство, благородство и честь.  Меньше свободы выражения для личности, зато гораздо больше душевности и социальной поддержки.  «Мир мирков» в такой Реальности наступит быстрее. Слабость национальных государств ведет к глубокой децентрализации Европы, где католическая церковь продолжает оставаться главным судьёй и «решалой».  Возможно, сейчас мы могли жить в обществе типа аристократического стимпанка. Поскольку технологическое развитие Европы идет медленнее, технический разрыв с Востоком гораздо меньше. Долгие и суровые войны с турками. Китай, Иран, Египет, империя Моголов в Индии и другие мощные азиатские страны получают шанс вообще не попасть в колониальную зависимость и создать собственные центры силы. России и Японии нет нужды догонять Запад, а значит – они могут спокойно строить имперские проекты. Значит, нет места глобализации, а полноценный многополярный мир наступит гораздо раньше Текущей реальности. Да, Революция Сознания в Католическом мире могла случиться  в виде нового церковного течения или даже ереси. Возможно, Тимоти Лири стал бы скандально известным крупным богословом :))).

Зато  в Католическом мире не случились или гораздо слабее проявились бы тоталитаризм, мировые войны, оружие массового поражения, всеобщий геноцид, глобализм, диктат транснациональных корпораций, бутафорская демократия на основе манипуляции сознанием, всевластие СМИ. Невозможно все нынешнее «эколожество», диктатура разноцветных меньшинств и нового Содома. Менее острые социальные проблемы. Меньше атомизация человека, меньше пустых, лишенных смысла судеб. Нет «потребительского общества», дикой буржуазной алчности, чрезмерного потребления и индивидуализма, экономнее расходуются ресурсы, элиты гораздо более ответственны перед народом, здоровее семьи, капитал менее хищнический, нет такого диктата рынка и дикого материализма.  И много других плюсов. В любом случае, Католический мир — это мир гораздо более плавного развития с меньшей остротой большинства противоречий. Что-то теряем – что-то получаем!  Так что еще не известно, где лучше.

Отличия между версиями Католического мира — между Испанским миром Филиппа Второго и Миром Габсбургов тоже есть. Если в Испанском мире Реформацию могли задавить совсем, то в мире Габсбургов она все же утвердилась, хоть и слабее Текущей Реальности. Значит, со временем будут накапливаться отличия и развилки – в мышлении, политике, в развитии мануфактур и науки и даже в типе мистицизма.

Быстрая и радикальная победа Католической лиги открывала нам двери в «Мир Габсбургов». Европа поделена между Испанскими и Австрийскими Габсбургами, Франция сохранилась, но ослаблена до предела, население Германии и Нидерландов сократилось и в основном вернулось в католичество. Силы Католической партии Карла Первого в Англии в такой ситуации тоже неизмеримо возросли бы. Протестантизм мог сохраниться только в отделённой Швеции, которая, хотя и была тогда сильнейшей военной державой, явно не сумела бы противостоять всей Европе. В Мире Габсбургов нет французского абсолютизма, крайне медленно развивается Просвещение, не возникло сильных национальных государств.  Гораздо сильнее власть земельной аристократии. Религиозная и клановая идентичность сильнее классовой и национальной.

И да, исход протестантов, спасавшихся от преследований католиков из Северной Европы  в Америку стал бы более массовым, чем в реале. А это значит – более быстрое заселение, быстрое развитие и другую историю США. Или того, что возникло бы вместо США. И там тоже будут развилки.

P.S. Кстати, альтернативный сценарий Католического мира гораздо более благоприятен для долгосрочного выживания европейской цивилизации и белой расы, чем Текущая реальность. Дело в том, что в Текущей реальности Европа истратила огромное количество социальной энергии на рывок в технологическом развитии XIX-XX  веков. Да, на полтора столетия Запад временно взлетел над остальным миром – но чем за это заплатил?  А слишком стремительный рост —  угроза истощения сил и такого же стремительного падения. Демографический, культурный, пассионарный потенциал Европы был исчерпан.  Европейская цивилизация слишком быстро и высоко поднялась. И первая столкнулась со всеми вызовами постиндустриального порога развития, ответить на которые у сегодняшней цивилизации просто не хватает  ресурсов.  Люди Запада в Текущей реальности получили чрезмерное и однобокое, несбалансированное развитие. Да ещё ценой отказа от Божественного, утраты традиции  и духовных корней. Риск обвала в инфернальность и всяческих катастроф в таком мире возрастает стократно.

Да ещё бурный рост капитала, экономического и промышленного потенциала в Текущей Реальности заставил Европу первой начать трансокеанскую экспансию – Эпоху географических открытий.  Европейская экспансия охватила Америку, Африку, менее освоенные части Азии… То есть, те места, где можно было легко и быстро получить ресурсы для промышленного развития.  Всё верно и все правильно – но только с точки зрения стратегии европейского капитализма. Однако совершенно неверно если строить стратегию за всю европейскую цивилизацию в целом!! Почему? А вот почему. Для долговременного выживания Европы очень важно было завершить Реконкисту Срезидиземноморья. Вернуть, как минимум, Северную Африку, Малую Азию и Сирию в лоно христианской цивилизации. И это было вполне реально сделать в 18 веке – надо было только завалить дряхлеющую Османскую Империю. А после этого, опираясь на армян, часть курдов, египетских коптов  и сирийских христиан европейцы вполне могли лет за сто пятьдесят рехристианизировать Ближний Восток. И только ПОСЛЕ ЭТОГО  начать масштабную колонизацию, к примеру, Африки. Но европейцы этого не сделали. Прямо в «мягком подбрюшье» Европы на пару столетий затихла агрессивная и демографически мощная мусульманская, несовместимая с евроцивилизацией территория. Они ждали долго. И когда Запад оказался надломлен слишком быстрым материальным прогрессом, утерял собственные духовные корни и отравлен бредовыми идеями глобалистов – мусульманская цивилизация нанесла ответный удар.  Десятками миллионов переселенцев  в ослабленную левацкой дурью и утерей идентичности Европу.

Так вот, медленно развивающийся и опирающийся на сильную религиозную идентичность капитализм Католического мира такого не стал бы терпеть. Обратив или качественно проредив ряды еретиков, Габсбургская Европа (собственно, Священная Римская империя в превосходной степени) должна решить  богоугодную задачу возвращения Иерусалима и изгнания турок из Европы. И эта задача рано или поздно была бы решена.

Справедливости ради скажу, что и в Текущей Реальности у Европейской цивилизации было сильное решение. Сказал «А» — говорил «Б»! Если уж идти на  технологический суперпрорыв жертвуя ближним предпольем ради захвата всего мира – так стоит идти до конца и быстро делать следующий шаг. В следующий за индустриальным этап развития, в технологическую сверхцивилизацию. Однако на это у Европы не хватило – то ли духу, то ли удачи, то ли благоволения свыше. Европейская цивилизация не смогла сделать ни шаг к звёздам в Текущей Реальности, ни создать вокруг себя надёжное и прочное защитное кольцо в Католическом мире.

-3

СВЯТЫЕ ОТЦЫ У РУЛЯ ИНДУСТРИАЛЬНОСТИ

Особняком стоит один из сюжетов Католического мира — Мир Иезуитов.

Весь 18 век во многих странах продолжалась невидимая схватка между двумя альтернативными путями развития цивилизации – противостояние между иезуитами и масонами. В Текущей реальности масонам удалось одержать верх. А если бы победили иезуиты?

Наконец, сами по себе эзотерические изыскания Ордена могли выйти далеко за рамки официальной католической догматики. Если три предыдущие версии Католического мира предусматривали гораздо более медленную индустриализацию с опорой на аграрный капитал и долгое сохранение элементов сословного общества, то вот с Миром Иезуитов всё сложнее. Святые отцы из Общества Иисуса отнюдь не чужды науке и технологии. Больше того – в Текущей Реальности был эпизод, когда иезуиты запустили индустриализацию целой страны по своим лекалам! Речь, конечно идет о Парагвае. В свое время при колонизации Южной Америки испанцами иезуитам удалось отхватить у короля контроль над огромной территорией, частью которой являются земли нынешнего Парагвая. После ухода испанцев и возникновения независимого государства Парагвай иезуиты развернули там большую программу воспитания, окультуривания индейского населения и развития промышленности в соответствии со своими идеалами. Потом, правда, британцы этот эксперимент прекратили, натравив в 1864 году на Парагвай  латиноамериканских соседей. В жестокой войне погибло, по некоторым данным, до двух третей населения и полностью уничтожена вся промышленность Парагвая. Более жестокой войны современная история не знала, что само по себе значимо. Хороший пример, как победители Текущей Реальности старательно уничтожают проекты проигравших, которые в эту реальность не вписываются.  Если бы иезуиты взяли верх в планетарном масштабе, то они могли бы здорово перенаправить научно-технологическое развитие.

Будучи людьми очень образованными (иезуиты охотились за всеми знаниями и технологиями тех времен), отцы ордена понимали неизбежность перехода цивилизации 18 века в индустриальную фазу развития. Больше того, оставшийся на феодальном уровне мир не смог бы реализовать  главную мечту иезуитов – объединение человечества под контролем единой Церкви, как они ее понимали. Дело в том, что доиндустриальные технологии транспорта, связи и управления позволяют построить державу, максимум, в пределах континента или крупного океанического региона (Рим, Орда, Арабский Халифат, Испанская Империя). Дальше – держава начнет рассыпаться, так как технологии аграрного общества не обеспечивают достаточную связность планеты для единого контроля. Аграрные империи всегда распадаются. При современном технологическом типе цивилизации единственный способ тотального контроля мира – создать машины, железные дороги, средства связи и массовой информации. А значит – заводы и индустриализация.

Наверняка индустриальный социум, выстроенный по иезуитскому проекту, должен был серьёзно отличаться от современного. Финансовый капитал значил бы там гораздо меньше.  Образование вышло бы на качественно более высокий  и изощрённый уровень. Иезуиты прославились именно упором на господство при помощи контроля образования и психотехнологий. Возможно, реализуется «прусский» вариант капитализма с изначально большей долей плановой экономики. Технологии, особенно такие прорывные, как атомная энергия, дальняя связь  и компьютеры, сразу же прямо или косвенно попали бы под орденский контроль. Культура стала менее гедонистичной и потребительской, но более иерархичной.  Другая мода, кино, музыка. Там явно не найдется место для «Биттлз» и Голливуда. А вот что могло быть вместо – стоит поразмыслить!

Главное (опять повторение уже на новом витке спирали одной из развилок миров Альтернативного Богословия!),  что Мир Иезуитов  мог реализовать великий проект примирения и объединения Науки и Церкви, разорванных во времена Ренессанса.  Полное исключение агрессивного атеизма из научного познания и соединение научных данных с идеей Бога.  С одной стороны, это могло стать мостом к духовному прорыву человечества. С другой стороны – большой риск объединения рационального и мистического способов познания ради утверждения в социуме жестких и не всем подходящих католических догматов, особенно в той версии, которую проповедовал орден. Результатом мог стать отнюдь не самый благой результат развития технологий. Особенно на более продвинутом шаге технологического развития. Всё есть палка о двух концах!

Интересно, как там могла развиваться квантовая механика?

Но и свободомыслия за пределы католических доктрин было намного меньше. Могли бы возникнуть крупные полусоциалистические державы с сильным католическим оттенком. Общество Иисуса не правило бы напрямую, но старалось контролировать сознание и картину мира правителей.

Но святым отцам не повезло. Масонство постепенно одерживало верх и мир повернули в «масонскую» сторону два грандиозных удачных проекта – Французская революция и образование США. Удача отвернулась от ордена, проигравшего несколько тайных и явных исторических сражений. Даже официальная верхушка католической церкви и сам Папа в конце 18 столетия проводят большое изгнание иезуитов. Трудно сказать, насколько привлекательным для жизни мог стать иезуитский мир. С одной стороны, для агрессивного антихристианства  и атеизма, тотального культа наживы, индивидуализма, обесценивания, свойственных цивилизации, созданной масонами в их проекте, конечно, не было места. Однако сам по себе орден – структура далеко не идеальная.  В историю иезуиты вошли как жестокие и часто алчные интриганы, умело маскировавшиеся и ничем не гнушавшиеся ради достижения своих целей. Вот поэтому значительная часть элит Европы в 18 веке от иезуитов отвернулось. Жесткие методы и хищнические методы достижения целей, авторитарные структуры, которые в местах своего проникновения начал выстраивать орден, стали входить в противоречие не только с духом христианства, но и с интересами многих правящих верхов.  «Цель оправдывает средства» — это оттуда. Ситуацией воспользовались давние враги и соперники иезуитов – масоны. Вот почему индустриализация и капиталистический мир были построены именно по масонским лекалам, а не по иезуитским.  Да и Православию там пришлось бы очень тяжко. Иезуиты, вероятно, не стали бы «давить» соперничающие религии напрямую, но внедрялись бы по своей фирменной методике в чужие структуры, подчиняли бы косвенными методами, постепенно переиначивали догматику… Поэтому вопрос о качестве жизни и благостности неслучившегося Мира Иезуитов оставляем открытым. Вопрос о том, насколько лучше (хуже) были для человечества альтернативы иезуитского и масонского проекта тоже оставляем открытым. И то, и другое были глобалистскими системами, претендовавшими на объединение планеты с жёсткой иерархией и тотальным контролем мышления. Правда, в интересах различных сил и с разными целями. В православной модели мира любое тоталитарное объединение человечества – это  дорога к царству Антихриста, юа значит – как иезуитство, так и масонство – это две конкурирующие версии одного проекта. Возможно обе альтернативы далеко не лучшие.  Возможно – это попытка остановить большее зло… тоже, в общем, не слишком добрыми методами.

Итак, Христианский мир мог случиться несколько раз в истории и это были бы очень разные реальности.

— «Великая Византия» императора Юстиниана;

— «Мир Крестоносцев»;

— «Мир Иного Богословия»;

— «Мир Мягкой Реформации»;

— «Католический мир» (в версиях: «Испанский мир Филиппа Второго», «Мир Габсбургов»);

— «Мир Иезуитов»….

И некоторые другие.

И нынешняя жизнь в этих альтернативках была бы очень различной – от иных границ государств и темпов индустриализации до иного типа культуры вообще.

Стоит помнить, что каждая крупная альтернативка, каждая версия Реальности ощущается в коллективном бессознательном по своему. У каждой ветви – свой неповторимый колорит, свой цвет, свой главный эмоциональный тон, свои мечты и надежды, свои сказки, сюжеты и образы.

Опять же, зачем лезть в такие исторические дебри?  

Во-первых, интересно.

Во-вторых, занятия альтернативной историей – отличный тренажер сознания и мышления. Умения быстро видеть ресурсы, критические условия, сценарии, развилки и варианты, окна возможностей и точки необратимостей, включение и выключение тех или иных сюжетов – важнейший навык не только для профессионального стратега, но и для любого человека, желающего состояться в реальной жизни. А сегодня, во времена Большой Нестабильности это не пустое развлечение, но залог житейского успеха, а для кого-то и просто выживания!

Не случайно старинная история во все времена была частью воспитания и подготовки аристократов. Учиться стратегии и прогнозированию удобно на прежних эпохах. Жизнь тогда была проще, потому стратегии, развилки и сюжеты видны гораздо явственнее.

Большое подобно малому. Законы  стратегии, управления и развития структур весьма подобны как на уровне народов, так и для отдельных людей. Изучая успехи и катастрофы древних королей, смены границ и держав, мы учимся принимать лучшие решения и управлять собственной судьбой.

А еще там, в альтернативной истории, как в личной, так и в Большой есть масса ценных и полезных психологических ресурсов, которые сложно достать другими способами. Кому интересно исследование альтернативной истории для саморазвития или для решения личностных проблем – добро пожаловать на тренинг «Альтернатива – Ресурсы из Неслучившегося».

https://pavelvoloshin.com/3583-2/

Павел Волошин, персональный стратегический консультант-прогнозист, психолог, аналитик, руководитель "Студии Прогноза и Стратегии".