Найти в Дзене
КИРИН59 говорит

Кино недели: «Престиж»

Приветствую всех в еженедельной пятничной рубрике, в которой я говорю о своих любимых фильмах и о том, почему они достойны просмотра, первого или повторного. Сегодня хотелось бы вспомнить картину, которую в 2020 году журнал Empire включил в свой список "100 величайших фильмов 21 века". Но дебют её состоялся куда раньше – 17 октября 2006 года в Италии на Международном кинофестивале в Риме. Это “Престиж” – четвёртая полнометражная работа Кристофера Нолана и пока что последняя малобюджетная картина в фильмографии режиссёра, чьи следующие проекты неизменно будут становиться громкими событиями в мире киноиндустрии. Возможны спойлеры. В основу сценария, написанного Ноланом совместно с братом Кристофером, лёг одноимённый роман Кристофера Приста 1995 года. Но Ноланы слишком вольно обошлись с текстом, который представляет собой коллекцию дневников двух центральных героев. Возможно поэтому Кристофер советовал всем актёрам воздержаться от чтения первоисточника. Фильм покажет зрителям историю двух

Приветствую всех в еженедельной пятничной рубрике, в которой я говорю о своих любимых фильмах и о том, почему они достойны просмотра, первого или повторного.

Сегодня хотелось бы вспомнить картину, которую в 2020 году журнал Empire включил в свой список "100 величайших фильмов 21 века". Но дебют её состоялся куда раньше – 17 октября 2006 года в Италии на Международном кинофестивале в Риме.

Это “Престиж” – четвёртая полнометражная работа Кристофера Нолана и пока что последняя малобюджетная картина в фильмографии режиссёра, чьи следующие проекты неизменно будут становиться громкими событиями в мире киноиндустрии.

Возможны спойлеры.

Афиша фильма, источник: https://www.kinopoisk.ru/
Афиша фильма, источник: https://www.kinopoisk.ru/

В основу сценария, написанного Ноланом совместно с братом Кристофером, лёг одноимённый роман Кристофера Приста 1995 года. Но Ноланы слишком вольно обошлись с текстом, который представляет собой коллекцию дневников двух центральных героев. Возможно поэтому Кристофер советовал всем актёрам воздержаться от чтения первоисточника.

Фильм покажет зрителям историю двух фокусников из викторианского Лондона. Роберт Энджиер (Хью Джекман) и Альфред Борден (Кристиан Бэйл) познакомятся на заре своих карьер. Тяга к магии сделает их друзьями. Но со временем дружба станет непримиримой враждой, которая будет угрожать жизни окружающих и самих фокусников.

Кадр из фильма, источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма, источник: https://www.kinopoisk.ru/

Как и многие другие картины в фильмографии режиссёра, “Престиж” прежде всего опирается на проработанный сценарий. И дело тут не только и не столько в хитросплетениях сюжета, который после просмотра заставит пересмотреть кино второй раз, чтобы убедиться: всё-таки первый раз мы смотрели не внимательно.

Пусть финал и способен вскружить голову, но история держится прежде всего на личных историях и переживаниях Энджиера и Бордена. Их страстное желание овладеть секретами другого, при этом сохранив свой собственный, приведет к неожиданному результату, но за тем, как страсть перерастает в одержимость, в манию, смотреть куда интереснее.

По сути-то это кино не о вражде, а о том, что с людьми может сделать маниакальное желание мести (Энджиер) и маниакальная приверженность ремеслу (Борден). Ничего хорошего, как Вы понимаете.

Кадр из фильма, источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма, источник: https://www.kinopoisk.ru/

И тут нельзя не сказать об актёрских работах. Конечно, это в первую очередь Джекман и Бэйл. Актёры столь же опытные и любимые, сколь и недооценённые (в первую очередь, конечно, Джекман). В “Престиже” они как всегда убедительны, особенно если учесть, что у каждого здесь по две роли. И если различие в персонажах Джекмана заметно сразу, то к персонажам Бэйла стоит присмотреться, чтобы увидеть различия, а они, уверяю, есть.

Эти центральные роли, великолепно исполненные и тонко прописанные, делают “Престиж” больше драмой, чем триллером или фантастикой, хотя элементы последних в фильме безусловно имеются. И в том-то и заключается фокус большинства картин Нолана: под внешним явным жанровым фасадом – фантастика (“Интерстеллар”, 2014), военное кино (“Дюнкерк”, 2017), кинокомикс (“Тёмный рыцарь”, 2008), боевик (“Начало”, 2010) – всегда лежат личные истории персонажей, непременно драматичные и часто глубоко трагичные.

Думаю, в этом и заключается магия картин Нолана. При всем жанровом разнообразии, его фильмы в первую очередь о людях – Хорошее Кино по моему скромному определению.

Кадр из фильма, источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма, источник: https://www.kinopoisk.ru/

Об этом же говорят и зрительские оценки – единогласные 8.5 баллов на Кинопоиске (91 место в Топ-250) и IMDb. Критики, по своему обыкновению, оценили ниже: 76 и 66 на Томатах и Метакритик соответственно.

Небольшие кассовые сборы при благосклонности зрителей (бюджет 40 млн. $, а мировые сборы 109,6) и отсутствие профессиональных наград (из значимого только две номинации на “Оскар” – за работу оператора и декорации – да две номинации на “Сатурн” – лучший научно-фантастический фильм и лучшие костюмы) говорят о недооценённости “Престижа” (вернитесь к началу этой статьи, Empire не единственный, кто включил фильм в список лучших годы спустя).

Но я любил его шестнадцать лет назад и люблю сейчас. Потому что все это время не терял уверенности, что “Престиж” – Хорошее Кино.