Найти тему

㊙️ "Как иероглифические знаки..." (2014): история стихотворения 📘

Привет всем!

Продолжаю рассказывать о стихотворении, давшем название целому сборнику, и в этой заметке изложу его небезынтересную историю.

Напомню, что некоторые пояснения по тексту уже дала здесь:

Итак, как уже писала, это стихотворение в первой книге я никак не выделяла. Оно отнюдь не было одним из моих любимых. 🤷‍♀️

Вообще, период осени 2014-го чем-то (наверное, ощущением "сдвига реальности") напоминал последние месяцы 2009го, когда коллекция моих небольших татуировок пополнилась одним "иероглифическим значком".

Выбор этого знака, конечно, был субъективным. Это и моё путешествие на Сахалин, где в японском салоне сделали первую временную "плетёнку". И поездка друга в Китай. И некоторое влияние одной поэтессы, которая как-то предстала с иероглифом на руке. Где-то рядом и стихи Полозковой, да и многое другое наложилось, если задуматься. Тут и набравшие новую силу под влиянием свежих эмоций мои собственные строки, и Трансерфинг реальности Зеланда, и вообще "всё с ног на голову". В итоге в декабре 2009-го я решила обновить плетение на плече и сделать новый значок на лопатке, после раздумий остановившись на китайском иероглифе.

Самый частый вопрос, который мне задавали по поводу этого значка, - конечно, о его значении. Предполагали, что он должен символизировать "любовь". Но для меня "любовь" - понятие слишком абстрактное.

"Я выбираю не Любовь, но Свет..."

И это было также значение имени. И одного, и второго... Неважно.

Декабрь 2009
Декабрь 2009

В начале 2010-го я приехала в В. на зимнюю сессию за второй курс, и тут в разных планах моей реальности вновь начались странные трансформации, которые и в долгосрочной перспективе имели определённое влияние.

Конец августа 2014-го в новом свете раскрыл передо мной события января-февраля 2010-го. В творческой жизни также наступил новый период. Мне кажется, ничего более сильного я не писала до той осени.

Период тот имеет чётко очерченные рамки. Если не ошибаюсь, с 24 августа до 2 ноября 2014. За эти три месяца были написаны, без преувеличения, сотни стихов и одна полномасштабная повесть, фрагменты которой я уже пыталась приводить - например, здесь:

Стихи же тогда отложила довольно надолго и вернулась к ним только осенью 2019-го, закрыв в своём подсознании все остальные "гештальты".

В тот период я выкладывала свои произведения на одном (ныне закрытом) литературном сайте и дублировала их в группе одного литер. клуба "ВК". Просто шла последовательно, один за другим перерабатывая тексты.

В какой-то момент мне написала руководитель того лит. клуба в Москве и предложила поучаствовать со своими стихами в их новом проекте. Я согласилась и отправила для сборника несколько избранных стихов из той осени. Замечу, что в виде электронной книги оформлены они ещё не были.

Потом была презентация сборника, поехать на которую я не смогла в силу личных причин. Сейчас, скорее всего, подобная встреча вообще не смогла бы состояться. А тогда смотрела её в виде трансляции и была удивлена, когда ведущая мероприятия объявила, что есть текст, который должен прозвучать несмотря на отсутствие автора, и прочла это стихотворение.

Стихотворение "Как иероглифические знаки..." (2014)
Стихотворение "Как иероглифические знаки..." (2014)

Удивил меня и сам выбор этого текста. На мой взгляд, в подборке были и гораздо более удачные стихи. По крайней мере, сама бы я его точно не прочитала. Если там и шла речь о какой-то "борьбе", то исключительно внутренней. Тем более что постороннему человеку оказалось сложно воспроизвести своеобразный ритм этого текста, и в прочтении были сбои.

После этого я решила прочитать данное стихотворение сама. Сомневаюсь, что стала бы это делать, если бы не желание донести моё внутреннее звучание текста, до этого прочитанного совсем иначе.

Мне даже негде было это делать, и я читала на улице поздно вечером, гуляя вдоль строящихся домов в новом микрорайоне, где не было людей. Было сделано несколько дублей, лучший из которых я залила к себе "ВК".

Скрины из прочтения "Иероглифических знаков", 2019
Скрины из прочтения "Иероглифических знаков", 2019

Полноценные декламации текстов 2014-го я сделала только год спустя, осенью 2020-го, когда в онлайн переместились практически все литературные мероприятия. Но это стихотворение я больше не читала.

Тогда же были оформлены и два новых электронных сборника стихов по текстам осени 2014-го. Сначала - мой любимый "Цветок папоротника":

Цветок папоротника

Даже само это изложение идёт долго и трудно... И редактирование, "выпускание" тех стихов, глубоко личных, тоже шли медленно, тяжело.

В результате появилась первая версия второй книги. Название её указывать сейчас нет смысла. Она была опубликована под псевдонимом, потому что мне по-прежнему было нелегко соотносить все те бурные эмоции с собой и (пусть в формате строк) делиться ими с теми, кто меня знал. Поэтому это была просто абстрактная книга, которая, тем не менее, вскоре стала одной из самых у меня востребованных. Несколько лет подряд мне то и дело писали "ВК" незнакомые люди - благодарили за то, что выражала в стихах переживаемое ими; рассказывали свои истории.

Книга была снята с публикации в декабре прошлого года, и сначала я не собиралась к ней возвращаться, потому что было много других текстов, которые требовали переработки. Но вдохновение всё-таки заставило меня вернуться. Весь процесс, в принципе, описывала в своём дневнике "ВК".

Процесс работы над второй редакцией книги
Процесс работы над второй редакцией книги

Переделав большую часть текстов и подобрав для обложки похожую картинку из своих рисунков - 2005, я задумалась над названием второй редакции этого сборника. И тем, что подсказало мне подсознание, было: "Иероглифические знаки". По строчке из рассмотренного стихотворения.

В нём с иероглифами сравнивались "строения на фоне снега". Ну вы представляете эти тёмные городские силуэты в духе кардиограммы на серой подложке, да? Однако смысл этого названия оказался глубже.

Книга так тщательно редактировалась, что, по сравнению с первоначальными текстами, изменилась до неузнаваемости. А мой опыт изъясняться "эзоповым языком" вы уже видели, скажем, на этом примере:

Для большинства посторонних людей мои стихи из этого сборника - как иероглифы. Это что-то, выглядящее затейливо, но не несущее доступного смысла. Поскольку прежним псевдонимом не пользуюсь, вторую редакцию книги я представила под своим основным творческим именем.

Таким образом, стихотворение, которое не выделяла прежде, неожиданно для меня самой стало центром сборника. Я неоднократно пыталась его читать, но не нашла ничего искреннее сумбурной начитки на мобильный:

Напоследок напомню, что сейчас данное стихотворение входит в сборник, вышедший в январе 2023 (доступен ознакомительный фрагмент; если понравится, буду благодарна за оценку на "Ридеро" 😉):

Иероглифические знаки

Всем спасибо за внимание! И до новых встреч. 🌸