Очередной поход в рамках Дней культурного наследия Москвы неожиданно оказался не обычном осмотром старинного здания, а еще и погружением в историю и культуру страны, людей, вещей, картин, и знакомством с удивительнейшей женщиной - главным хранителем Российского фонда культуры.
Но давайте по порядку.
Экскурсия с простым названием «Усадьба Замятина-Третьякова». Главный дом усадьбы построен в конце 18-го века. Вторым владельцем был полковник Андрей Замятин. После пожара 1812 года строение было восстановлено с переносом главного фасада в сторону Гоголевского (ранее Пречистенского) бульвара.
В 1871 году владельцем усадьбы стал купец, почетный гражданин и коллекционер Сергей Третьяков - брат основателя Третьяковской галереи. Главный дом был перестроен архитектором Каминским, получил новый декор фасада, а через переход было пристроено новое двухэтажное здание, специально для художественной коллекции хозяина.
После смерти коллекция Сергея Третьякова была присоединилась к коллекции старшего брата Павла и в 1898 году подарена городу.
После революции усадьба была национализирована. В нем размещались революционный трибунал, военная прокуратура, другие службы, а с 1987 года только созданный Советский фонд культуры, на сегодняшний день Российский.
В 1994 году в здании фонда произошел пожар, нанесший уникальному зданию огромный ущерб. Но уже к 1997 году оно было реставрировано, а в 2012 году начались работы по восстановлению прежнего облика здания и интерьеров, которые шли 10 лет. Реконструкция проводилась по документам, каждая мелочь была воссоздана и по внешнему виду, и по материалам.
Дом очень интересно смотрится с Гоголевского бульвара. Проход к проезжей части и ведущая к нему лестница находятся прям напротив входа в главное здание усадьбы и выглядят они снизу как единое целое.
Что можно сказать про внешний вид.
Фасад по бульвару симметричен, но вход расположен в правом крыле и находящиеся по бокам строения и ограда абсолютно различны, от чего симметрия в первый момент не считывается. Расположенные с равномерным ритмом полуциркульные окона, широкий карниз с полосами небольших арочек придают зданию древнерусский облик. Красивый кованный ажурный козырек над входом очень легко стоит на тонких металлических ножках-колоннах. Почему-то кажется, что он сейчас убежит и зданию вернется гармония.
Внутренние залы, выполненные в разных исторических стилях, отделаны аутентично и очень богато.
Мраморная парадная лестница. По этой лестнице ходило очень много замечательных людей, их дух сохранился, и несмотря на все злоключения дом имеет свою очень положительную ауру, там легко и свободно дышится и даже в залах с тёмной отделкой ощущается свет.
Шикарна белая гостиная - Амурный зал, ощущение, что находишься во дворце. Здесь проходят концерты для очень небольшой аудитории, судя по количеству стульев. В зале прекрасная акустика.
Воссоздана роспись и лепнина потолка, а также рисунок паркета из разных пород дерева.
Лепной декор на стенах и дверях тонок и объемен, его можно рассматривать как отдельное произведение искусства. Внутренняя винтовая чугунная лестница тоже очень колоритна (листайте галерейку).
В этом зале так же смогли лицезреть дверь в кабинет председателя Российского фонда культуры - Никиты Михалкова, внутрь экскурсантов, правда, не приглашали.
Столовая отделана красной тканевой обивкой и дубовыми панелями с резным рисунком в готическом стиле.
И хотя высота потолков в залах одинаковая, ощущение, что он весь устремляется ввысь.
И конечно же выставочный зал - Шпалерный. Отделка дубом, потолок и окна с витражами необычайно прекрасны. Здесь Третьяков тоже выставлял свои коллекции. Сейчас выставочная экспозиция очень невелика по размеру, но по содержанию невероятна.
Одно из главных направлений деятельности фонда - возвращение наследия русского зарубежья - документы, книги, автографы великих деятелей культуры, картины и другие экспонаты. И вот кое что из этого невероятного возвращенного нам посчастливилось увидеть .
Здесь портреты и некоторые личные вещи членов императорской семьи, картины Айвазовского, Сурикова, Коровина, Нестерова, Маковского, а также других русских живописцев
У картины Коровина «Ночной Париж» я сразу зависла и потом еще всё ходила кругами, меня она прям притягивала.
А в этой витрине размещены фотографии членов царской семьи в военном госпитале, которые были сделаны раненым офицером. Потом он эмигрировал, увез с собой сделанные снимки, хранил их много лет, и вот они вернулись в Россию.
За каждой вещью стоит история человека. Вынужденные эмигрировать, люди хранили увезенные "осколки" своей России. Что-то вернулось. Что-то выбросили наследники. Что-то наследники выставляют на аукционах – и это лучше, чем выбросили, значит оно останется в истории.
Да, а это шикарнейший переход из главного здания в выставочный.
Просто так в здание не зайдешь. Но есть вероятность, что в будущем восстановят открытую концертную и выставочную деятельность на территории фонда. А пока можно зайти в имеющийся там ресторан и что-то увидеть параллельно.
И несколько слов про нашего экскурсовода, Землякову Ольгу Кузьминичну, хотя это слишком простое для неё слово, она - главный хранитель Российского фонда культуры.
Но и это не отражает действительность. Ольга Кузьминична сама по себе уникальнейшая часть русской культуры и истории, с удивительной заботой, как что-то очень личное и безумно дорогое, хранящая знание не только о каждом экспонате, а и о каждой клёпке в панелях, щепке в паркете, стёклышке в окне, мазке краски на двери.
Восторг, уважение и глубокий поклон!
Если собрать все её рассказы об усадьбе, причастных к ней людях, хранящихся там ценностях, получится не один том увлекательнейшего чтива об истории России через судьбы очень известных и совсем неизвестных людей и принадлежащих им вещей.
Спасибо, что дочитали до конца! Получилось много, но это от количества впечатлений)