Найти тему
Украина.ру

От трибунала к трибуналу: 30 лет трибуналу по Югославии

Украинское руководство ведёт большую дипломатическую работу с целью соорудить международный трибунал по "преступлениям, совершённым Россией на территории Украины". Вдохновляет их, разумеется, опыт трибунала по Югославии, который продемонстрировал высший пилотаж заказной работы.

Украинское руководство ведёт большую дипломатическую работу с целью соорудить международный трибунал по "преступлениям, совершённым Россией на территории Украины". Вдохновляет их, разумеется, опыт трибунала по Югославии, который продемонстрировал высший пилотаж заказной работы.

Международный трибунал по бывшей Югославии был учреждён Советом безопасности ООН 25 мая 1993 года. В дальнейшем он на протяжении 24 лет выполнял судебные, полицейские, прокурорские и, фактически, законодательные функции.

"Духовным отцом" трибунала считается хорватский журналист Мирко Кларин. В мае 1991 года, когда вооружённые столкновения между хорватскими сепаратистами и местными сербами, а также Югославкой народной армией только начались, он опубликовал в официозной газете "Борба" статью под названием "Нюрнберг сейчас".

По мнению журналиста, создание третьего в истории международного трибунала – после Нюрнбергского и Токийского – позволило бы предотвратить много бед на территории кроваво разваливающейся Социалистической федеративной республики Югославия (СФРЮ). Такую миссию, по мнению журналиста, надо было поручить "всемирно известным специалистам в области международного права о военных действиях".

Но лишь после того, как попытка политиков-исламистов создать мусульманское государство на месте одной из республик СФРЮ, Боснии и Герцеговины (БиГ), привела к кровавой гражданской войне между мусульманами, сербами и хорватами, об идее трибунала заговорили дипломаты.

В октябре 1992 года СБ ООН учредил комиссию экспертов для расследования нарушений на территории бывшей Югославии норм международного гуманитарного права. В феврале 1993 года на заседании СБ ООН все его члены этого органа выступили за наказание виновных в преступлениях.

При этом представители Запада априори обвиняли во всех преступлениях сербов. Тогдашний постпред США при ООН Мадлен Олбрайт заявляла о "сербской практике этнических чисток" посредством "массовых убийств, систематических избиений мусульман и других лиц, а также совершения насилия над ними". Такую же позицию занял представитель Великобритании. В свою очередь, постпред РФ Юлий Воронцов в своих выступлениях делал особый упор на том, что заслуженное наказание должны понести все виновные – "к какому бы лагерю они ни принадлежали".

25 мая 1993 года СБ ООН единогласно принял резолюцию №827, в соответствии с которой и был учреждён Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенных на территории бывшей Югославии с 1991 года.

Это был уникальный орган, которому поручили выполнять судебные, полицейские и прокурорские функции. Фактически, он имел и законодательные полномочия – судьи трибунала принимали и изменяли "Правила процедуры и доказывания", а также другие инструкции и документы. Штаб-квартиру было решено разместить в Гааге (Нидерланды).

Целью создания трибунала было обозначено привлечение к судебной ответственности лиц, "предположительно виновных в нарушении международного гуманитарного права". Согласно уставу, МТБЮ рассматривал такие преступления, как умышленное убийство, пытки, незаконная депортация и захват заложников. Было предусмотрено судебное преследование за применение отравляющих веществ, бессмысленное разрушение городов или деревень, исторических памятников. Суд не мог начаться в отсутствие обвиняемого, при этом трибунал мог выносить наказание только в виде тюремного заключения.

Первым подсудимым ожидаемо оказался серб Душко Тадич, которого обвинили в причастности к кампании этнических чисток в городе Приедор (север БиГ) в апреле 1992 года. Арестованный в ФРГ за мелкое правонарушение в феврале 1994 года, он был выдан трибуналу, судьи которого был очень рады, что спустя всего год после его основания один из подозреваемых оказался в пределах досягаемости. Уже в мае 1997 года Тадича признали виновным по девяти пунктам и частично виновным – по ещё двум. Его приговорили к 20 годам лишения свободы.

Главными обвиняемыми в рамках процессов МТБЮ также стали сербы: президент Югославии Слободан Милошевич (обвинения были предъявлены, когда он ещё занимал эту должность), экс-лидер боснийских сербов Радован Караджич и бывший командующий армией Республики Сербской в БиГ Ратко Младич, чьи солдаты и расстреляли пленных боевиков-мусульман в Сребренице. Милошевича отправили в Гаагу власти Югославии после первой "цветной революции" в 2000 году, Радован Караджич был выдан уже сербскими властями в 2008 году, а Ратко Младич – в 2011-м.

Среди 161 лица, которым МТБЮ предъявил обвинения, более 100 – это сербы. В общей сложности они получили более 1 тысячу лет тюремного заключения, при этом Караджич, Младич и ещё несколько человек – пожизненные заключения.

В Москве пробовали возмущаться, но остановить запущенный маховик было уже невозможно. Как заявлял в 2012 году тогдашний постпред РФ при ООН Виталий Чуркин, в своей работе трибунал "не демонстрирует ни справедливости, ни эффективности, налицо лишь завышенная самооценка".

При этом споры вызывала не только степень беспристрастности, но и сама правомерность создания МТБЮ. Юристы обращали внимание на принцип "никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам", ведь у СБ ООН с точки зрения устава всемирной организации нет судебных полномочий. То есть, следуя этой логике, он не мог создавать новый орган с судебной функцией.

Согласно решению СБ ООН, трибунал должен был завершить рассмотрение всех дел по первой инстанции до конца 2008 года, однако в связи с неспособностью МТБЮ исполнить эти обязательства в срок, мандат судей неоднократно продлевался. 19 декабря 2016 года СБ ООН продлил полномочия судей МТБЮ до 30 ноября 2017 года либо до завершения дел, которые они рассматривают, если это произойдет раньше. Полномочия председателя трибунала Кармеля Агиуса были продлены до 31 декабря 2017 года.

Официальная церемония закрытия трибунала состоялась 21 декабря 2017 года, на ней Агиус передал главе Международного остаточного механизма для уголовных трибуналов (МОМУТ) Теодору Мерону памятный медальон, символизирующий наследие проработавшего 24 года трибунала. МОМУТ был создан для завершения дел МТБЮ и другого Международного трибунала – по геноциду в Руанде, и также базируется в Гааге. Среди прочего, например, он занимался рассмотрением апелляции Ратко Младича.

Кроме того, ныне работают Специальный международный суд по Косово и Специальная прокуратура по преступлениям в Косово в 1998–2000 годах. Эти учреждения являются частью косовской судебной системы (то есть не относятся к международным органам), но при этом финансируются Евросоюзом и другими странами-донорами, а их штаб-квартира тоже находится в Гааге. Стоит отметить, что эти органы не рассматривают преступления косовских боевиков против местных сербов, а только в отношении этнических албанцев.

"Наследие МТБЮ переживет каждого из нас, присутствующих здесь", – заявил на торжественной церемонии закрытия трибунала его председатель Кармел Агиус. "Уверен, что при поддержке мирового сообщества международное уголовное правосудие продолжит свое развитие. Без международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде могло никогда не существовать постоянных международных уголовных судов – центральных институтов международной системы уголовного правосудия", – поддержал его генсек ООН Антониу Гутерриш.

Он имел в виду так называемый Международный уголовный суд (МУС) – первый постоянный международный орган уголовного правосудия, созданным на основе договора между государствами. В ООН пытались учредить подобную структуру ещё с конца 1980-х, но лишь успех МТБЮ позволил реализовать эту задумку. В июле 1998 года на дипломатической конференции в Риме 120 государств подписали "Римский статут" – правовую основу для создания Международного уголовного суда.

Формально МУС имеет статус независимой международной организации и не является частью структуры ООН, а его штаб-квартира с момента начала деятельности в 2002 году находится в Гааге. При этом если МОМУТ является формальным правопреемником Международного трибунала по бывшей Югославии, то МУС – его идеологическим наследником, выдвигающим обвинения по политическим мотивам.

К примеру, МУС пытался преследовать американских военных за преступления в Афганистане только во время президентства Дональда Трампа. В ответ в сентябре 2020 года администрация Трампа наложила санкции на тогдашнего прокурора МУС Фату Бенсуду и начальника одного из отделов Факисо Мочочоко. При Джо Байдене санкции были сняты, но нынешний глава Белого дома неоднократно подчёркивал, что разногласия с МУС у США по-прежнему остаются.

А в марте 2023 года МУС выдал ордеры на арест президента РФ Владимира Путина и уполномоченной по правам ребенка Марии Львовой-Беловой. Прокурор Международного уголовного суда Карим Ахмад Хан назвал конфликт вокруг Украины "моментом пробуждения" для системы МУС, к которой на данный моменту присоединились 123 страны.

Правда, ни США, ни РФ, ни Китая, ни самой Украины среди них по-прежнему нет. При этом 19 мая 2023-го стало известно, что прокурор МУС Карим Ахмад Хан, выдавший ордер на арест Владимира Путина, объявлен в РФ в розыск по уголовной статье.