Найти тему

Американский "вавилон"

САН-ФРАНЦИСКО (ФРИСКО)

Начало здесь

Вышли из залива Пъютжет-Саунда на чистую воду Тихого Океана (который после Магеллана не всегда бывает тихим). На борту толпа американских пассажиров, которым несказанно повезло с ветром. Дело в том, что все заходы-выходы из портов жестко регламентированы графиком переходов и стоянок той самой Международной экспедиции. И если ветер противный, то парусному кораблю приходится грести всеми дизелями, чтобы вовремя успеть по Программе. А тут, ну прямо красота: умеренный ветер в правый бакштаг до галфвинда - Паллада, расправив все свои белоснежные крылья-паруса несется на юг с небольшим таким комфортным креном на левый борт, лишь слегка поклевывая бушпритом седые волны Вечного Океана… Скорость не большая 10 – 12 узлов для Паллады это умеренный ход, но… все равно – красота неописанная и всем пассажирам понравилось. Да и команде тоже – наконец то наш ветер.

И вот в такой-то идиллической парусной феерии летящего под всеми парусами фрегата, получаем РДО (радио): «в СССР революция – ГКЧП!» На корабле тревога: что случилось, дома семьи, дети… в радиорубку очередь – звонить домой (у кого были квартирные телефоны). У моих не было, был у соседки. Дозвонился: «Что там у вас, дома? Да ничего у нас, все как было. Там в Москве чего-то, бунтует кто-то, а у нас все по-прежнему!» Ну слава Богу, все живы-здоровы!

Расстояние в 590 морских миль до Фриско (так Сан-Франциско называют коренные калифорнийцы), Паллада при добром ветре пролетела за трое суток, всего пару раз подбрасапливая реи, да и то больше для показа американцам лихой матросской работы по парусному авралу.

Ну и конечно, знаменитый на весь мир мост "Золотые ворота", который пытался упасть в каких-то там пятидесятых. При подходе к нему мы все знали, что над топом мачт остается еще 6 метров до моста, но ощущение было такое, что сейчас все мачты посыплются на палубу.

Проход под мостом "Голден Гэйт"! Из личного архива авторп.
Проход под мостом "Голден Гэйт"! Из личного архива авторп.

Пришли-приплыли, зашли, швартуемся. Все как обычно: паруса на гитовах-горденях (маркизами), курсанты на реях построены с бескозырками, которыми неистово машут, приветствуя очередных американцев на причале, мешающих работе швартовщиков, толпы возбужденно-восхищенных встречающих. В общем, все как обычно «у нас» в Америке!

А теперь о личном. Фриско до сих пор остается самым любимым моим городом-портом из всего десятка посещенных нами американских портов-городов! Ну, во-первых, это языковый «вавилон», в котором смешаны все наречия и сленги американского континента, поэтому, как ни странно, нам было проще всего общаться с местным народонаселением, особенно противоположного пола. Во-вторых, народ в этом «вавилоне» оказался проще всех других американцев, до сих пор нами встреченных. И в-третьих, в нем самая большая колония русских эмигрантов – наших соотечественников, по разным причинам (не будем их осуждать) оказавшимся там.

И тот самый знаменитый Форт Росс, основанный русскими моряками. Что поразило, это то, что все сохраняется в том первозданном виде, как и несколько столетий назад. Бочки с солеными помидорами, огурцами, квашеной капустой... Все сохраняется и периодически обновляется. Курсантам даже дали выстрелить из русской пушки 18 века!

Директор музея "ФОРТ Росс" (второй слева), Президент музея в форме русского офицера (второй справа) и ваш покорный слуга (в центре). Фото из личного архива авиора.
Директор музея "ФОРТ Росс" (второй слева), Президент музея в форме русского офицера (второй справа) и ваш покорный слуга (в центре). Фото из личного архива авиора.
В моей каюте. Дружеский обмен "шапками".Фото из личного архива авиора.
В моей каюте. Дружеский обмен "шапками".Фото из личного архива авиора.

На борт Паллады поднималось много американцев разного уровня и рангов, и как правило, на моей вахте. Но два визита мне запомнились особо. Это Виктор Шукалов, пожилой русский мужик, который стоял на причале (трап был закрыт для посетителей) и тихо беззвучно плакал, пуская скупую слезу по седеющей щеке. По долгу службы мне нужно было выйти на причал, для проверки швартовых концов, и замера марок осадки, и я спросил его, что случилось? На что он, вытирая счастливую слезу, ответил: «Я так давно не видел Российского флага!» Он просто стоял на причале, долго смотрел на развевающийся Большой Российский триколор (пошитый и подаренный нам в Сиэтле) и, видимо, воспоминания перенесли его на Родину, в Россию…

Обед на судне закончился, команда отдыхала – адмиральский час никто не отменял, и я, как старший на борту, пригласил его на экскурсию по кораблю. Дошли до кают-компании, где старшая буфетчица Светлана прибирала столы. Я спросил ее не осталось ли что-нибудь от обеда, и она пригласила моего гостя на русский борщ! Виктор не мог поверить ни своим ушам, ни своим глазам, пока я не усадил его в свое кресло и не «заставил» его съесть первую ложку. После дружеского обеда мы прошли по кораблю, заглядывая во все недоступные для обычных посетителей уголки, и пару раз я спросил у него время (мои наручные часы пару дней назад встали). Виктор был в восторге и пригласил меня к себе в гости, понятно, что на следующий день, после смены с вахты.

С Виктором Шукаловым (фото из личного архива автора)
С Виктором Шукаловым (фото из личного архива автора)

На другой день мой новый друг подъехал к борту и пригласил ехать к нему с ночёвкой, т.к. до его дома около 70-ти миль! В то время на флоте еще действовали советские порядки, и мы пошли к капитану «отпрашивать» меня на ночь. Кэп, выслушав Виктора милостиво, в виде исключения, разрешил, но «К подъему флага – быть!» ну что ж к подъему, так к подъему – будем, уверил его мой друг. И вот мы несемся на его траке по калифорнийскому шоссе, которое у них называется «Хайвэй» в 4 полосы в каждом направлении, со скоростью 80 миль/час (около 130 км/час) и вскорости прибываем на ранчо его дочери, где по этому случаю собрались все родственники – человек 15 с детьми всех возрастов. Уже накрыт большой стол и чего я менее всего ожидал в Америке - к водке Смирнофф подали… дымящиеся РУССКИЕ ПЕЛЬМЕНИ! Ну вчера же был РУССКИЙ БОРЩ - видя мое искреннее удивление, улыбаясь ответил хозяин. Все разговоры в этой самой Америке сводились всегда к одному: как у вас? А вот у нас!

Наговорившись, наевшись, напившись (в меру), поехали к Виктору домой. Домом оказалось одноэтажное длинное строение со множеством комнат и залов, одна из которых была отведена мне для отдыха. Дорога к дому пролегала между холмов и деревьев, извиваясь узкой асфальтированной лентой в один ряд. При этом Виктор, крутя баранку, все время повторял: «Гуд вэй! правда же – хорошая дорога?» Хорошая, незаметно вздыхая, отвечал я, вспоминая наши российские пути-дороги.

Утром, после обильного завтрака в 05.00, мы выехали в путь, дабы успеть «К подъему флага!» Если выезжать позже, будут пробки, сказал Виктор и мы снова помчались. На прощание, в память нашей дружбы Виктор подарил мне наручные часы! Я заметил вчера, что вы нуждаетесь в точном времени, улыбаясь, сказал мой новый друг. Часы были прекрасны (всего 160 долларов!) и верой и правдой показывали мне точное время долгие морские годы.

Но впереди были еще чудеса. Мой хороший приятель по борту стоматолог Борис пригласил меня в свою каюту и познакомил с… капитаном 3 ранга Борисом (фамилию забыл) – командиром БЧ-5 с Балаклавской дизельной субмарины! Как ему удалось в конце семидесятых пробраться в Америку, одному Богу известно. Он пытался объяснить, но мы так ничего и не поняли. За эти 12 лет он стал главным электромехаником крупной Сан-Францизской энергетической компании. Уж он нас и повозил по Фриско, уж он нам много чего показал… и не расскажешь всего, что видел глаз и что нам даже на ум не приходило… В последний день перед завтрашним отходом Борис повез нас в супермаркет: «вы ж завтра уходите, вас надо «упаковать». Прилавок с водовкой, Смирнофф, конечно, но… самая большая (2,5 литра) стоит 14 баксов, а за ней наша маленькая «Столичная», та что с университетом на обложке… 16 долларов!!! Мы переглянулись и не желая разорять нашего спонсора, скромно показали пальцем на 2,5 литра. Русской водки мы и дома попьем. Ну вам же и закусить надо, говорит. Поворачиваемся… а там прилавок с колбасами и мясами, которых мы и в глаза то не видали в наших совдеповских магазинах. А к колбаске, говорит, хорошо соус какой-нибудь – к мясу то. Ну тут у меня вообще в глазах все поплыло. Это вот как сейчас в наших супермаркетах, а тогда в 1991-м это было даже выше, чем чудеса.

И на следующий день, теплым августовским Калифорнийским утром мы вышли из гостеприимнейшего Сан-Франциско в Великий Океан, поворотя бушприт на восток в сторону дома. А дальше, по дороге – только Гавайский архипелаг и более 6 000 миль дороги. Но это в следующем раунде.

продолжение смотри здесь

Ваш яхтенный капитан Леонид Сегаль. Благодарю за подписку. Здесь дальше будет много парусных интересных историй.