Найти тему

152 года со дня рождения А. П. Остроумовой-Лебедевой

17 мая исполнилось 152 года со дня рождения русской художницы Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой. Получив прекрасное академическое образование в Петербурге, у Ильи Ефимовича Репина и Василия Васильевича Матэ, проучившись год в мастерской Джеймса Уистлера в Париже, Анна Петровна умела виртуозно работать с цветом и тоном, создавать обобщенные, строгие по живописным решениям и форме произведения. Ее увлеченность «Миром искусства» и дружба с «отцами-основателями» этого известного художественного объединения начала века также несомненно наложили свой отпечаток на её творчество. Это прекрасно видно в необыкновенной по красоте выразительности ранней гравюре «Дама на балконе».

Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871–1955)
Женщина на балконе
1900
Ксилография
НИМ РАХ
Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871–1955) Женщина на балконе 1900 Ксилография НИМ РАХ

Анна Петровна много и плодотворно работала в области пейзажа, оставляя на бумаге квинтэссенцию своих зрительных впечатлений, полученных во время многочисленных поездок по Европе и путешествий по родному и горячо любимому Петербургу — Ленинграду. Она обладала неженским даром монументального художественного видения, а также проникновения в поэтическую суть архитектурного вида.

Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871–1955)
Финляндия с голубым небом
1900
Цветная ксилография
НИМ РАХ
Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871–1955) Финляндия с голубым небом 1900 Цветная ксилография НИМ РАХ

«Что касается меня, я была только гравером, но не графиком. Мне никогда не удавалось сделать так мою гравюру, даже самую маленькую, чтобы она лежала в книге, а не убегала прочь. Я не умела (а может, не хотела) подчинить их законам книги. В моих гравюрах были выражены пространство, глубина и перспектива, и они не хотели лежать на плоской странице. Гравюра моя всегда имела свое собственное место — несла в себе свободу, свое самодовлеющее значение. И потому мои гравюры имели значение эстампов, или, иначе сказать, станковой гравюры. Но я не хочу умалять из ложной скромности свое значение как гравера. В ранней моей юности деревянная гравюра была очень распространена. Гравюрой пользовались как наиболее удобным способом передавать изображения, применяясь к типографскому станку. Гравировали на дереве картинки модных журналов, аптекарские и всякие этикетки, технические изображения, иллюстрации и воспроизведения с картин художников. Потом деревянную гравюру стали постепенно вытеснять фотомеханические способы воспроизведения. Тогда прикладная ремесленная гравюра очень понизилась в качестве и даже просто потеряла смысл своего существования. И я задалась целью уничтожить рутину и ремесленное направление, в которое попало это прекрасное искусство, и создать на месте ее оригинальную художественную гравюру. Отчасти это и было главной причиной, почему я, добиваясь свободной гравюры, не стремилась ее снова подчинять законам книжного искусства».

А. П. Остроумова-Лебедева. Автобиографические записки

Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871–1955) 
Лев на пристани у Адмиралтейства
1901
Ксилография
НИМ РАХ
Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871–1955) Лев на пристани у Адмиралтейства 1901 Ксилография НИМ РАХ