Найти в Дзене

Два подлинных письма Ольги Николаевны Романовой к отцу, императору Николаю Второму.( с кратким комментарием.)

Письмо Ольги Николаевны

11 июня 1915 года.

Папа-Солнышко!

Так скучно, что Ты уехал. Погода сегодня чудная. Сижу я сейчас около тенниса, на траве, под деревом, пихтой кажется, и наслаждаюсь теплом. Сестры где-то сзади застряли. Мама и Аня на балконе. Были мы только что в Большом дворце. Почти все раненые в саду, и посетителей, к счастью, было мало. К нам в лазарет прибыл новый раненый, 2 июня, эриванец, прапорщик Мелик-Адамов. Черный, как сапог, и говорит, как испорченная громкая труба, но, говорят, большой молодец и отличный офицер. Вчера вечером у меня был комитет; продолжался он около получаса, под председательством Володи Волконского, очень коротко и ясно, даже смешно было, так он все скоро читал. Сейчас 4 часа - колокол прозвонил. Собираемся после чая подавить обнять) детей в школе нянь, так как давно у них не были.

-2

Издали поют солдаты, птицы пищат и вообще - уютно. Надеюсь, Ты не будешь слишком скучать в Ставке. Похорошел ли Савицкий (казак)? Комары начинают кусать и изводить. Прости за глупое письмо, но как-то не пишется. Целую Тебя, Папа душка мой, тысячу раз. Христос с Тобой.

Твой верный Елисаветградец.

Письмо Ольги Николаевны

19 апреля 1915 года.

Папа душка мой!

По случаю воскресенья мы снова посетили 2 лазарета. Один в казармах пулеметной команды Твоего кирасирского полка, другой в самом "особо эв. ц. с." казармах 2-го и 3-го эскадронов гусарского полка. Дрентельн ходил сюда с коробкой с медалями, и мы им раздавали. Все очень благодарят. Есть тяжелые, а выздоравливающие все хотят вернуться в строй и мило улыбаются, когда об этом их спрашивают. Погода пасмурная и свежая. Мама все же лежала на балконе. А сегодня утром до Обедни в пещерной церкви урядника Кузнецова переводили из старообрядчества в Православие. Было весьма торжественно и хорошо. Когда нужно было ноги миром мазать, ему подносили стул и он стаскивал свои туфли.

-3
-4
 На третьем фото- русские  княжны Ольга и Татьяна со своей кузиной Элизабет Гессенской.
На третьем фото- русские княжны Ольга и Татьяна со своей кузиной Элизабет Гессенской.

Батюшка радовался и держал поучительную короткую проповедь. По окончании всего Мой крестник Панфил поцеловал меня в левую щеку. Душка такая. А во время обедни он причастился и все время держал зажженную свечу в руках. Мама и Алексей были тоже в церкви. Приехали они к "Верую" и остались до конца. Сейчас мы сидим у Мама после обеда. После 5 часов отправились к Ане, где были Александр Константинович, Виктор Эрастович и Николай Дмитриевич. Мы пили вместе чай. В 6 часов Алексей приехал, и мы начали играть. Сперва в "добчински-бобчински", потом в шарады. Очень было весело и смешно, особенно когда Виктор Эрастович играл с Настасьей. Николай Дмитриевич помогал обеим партиям. Алексей тоже, так как разгадывать ему невесело, ну он и играл.

Мадам Янова прислала нам много цветов из Ливадии. Такая была радость. Глицинии лиловые, золотой дождь, иудино дерево, 1 пион и так далее и еще лиловые ирисы, которые со вчерашнего дня распустились. Сейчас идет снег и уже все бело - что совсем не надо, но зато не очень холодно.

-6

Прости, что пишу таким скверным почерком. Завтра увидим, у Ани же, Вороновых. Они приехали на несколько дней. Семенов тоже здесь. Мне это доложила его старшая сестра, которая в Большом дворце. Вчера днем Татиана Константиновна сама правила в шарабане. На что-то наехала, перевернулась и теперь лежит с порванными связками. Вот, кажется, и все Царскосельские новости. Ну, до скорого свидания.

Папа, золотой мой,. Храни Тебя Бог. Крепко,крепко Тебя целую.

Твой верный Елисаветградец."

_______________________________

Ольга Николаевна, великая княжна, старшая дочь Государя, обладала счастливым и прямодушным характером, была несколько вспыльчива, но отходчива. Обладала девушка и большими музыкальными способностями, подбирала любые мелодии без нот. Легко играла на рояле в темноте, прекрасно пела. ездила верхом, толково вела судовой журнал во время рейсов яхты "Штандарт" в летние месяцы отдыха Семьи в Крыму или в финских шхерах. Прилично рисовала и говорила на трех языках: русском, английском, французском, немного понимала и по датски...

Ее письма и дневник отличаются ясностью и непосредственным изяществом стиля и точностью деталей, о чем бы она не писала:о дворцовом лазарете, раненных, о море или заседании своего попечительского комитета....

Фотографии собраны мною на просторах интернет сети.

Делитесь мнением в комментах, читатели - подписчики. Ставьте лайки, делайте подписку.