Игорь Евдокимов Обозреватель TV Mag
Ох уж эти истории про поиск себя в отшельничестве и самоизгнании из большого города… Именно с этой целью семейная чета из Дании решила сбежать в шведский лес и поселиться втроем посреди деревьев и озер. Но внезапно они выяснили, что «от себя не сбежишь» – в прямом смысле слова. Что они нашли в новой обители, расскажет стартующий в нашем прокате скандинавский триллер «Иллюзия побега».
СУТЬ ДЕЛА
Нам, конечно, порой странно смотреть на эти метания пресыщенных обитателей Северной Европы. Как-то раз Тейт и его жена Стине решили избавить себя от невыносимого шума Копенгагена и отправились в откровенную глушь в соседней Швеции, прихватив с собой сына с отважным именем Немо. Поселившись прямо в лесу, датская семейная чета сколотила себе вытянутый прямоугольный домик в стилистике современного хайтека и начала новую жизнь. Существование вне социума и интернета поначалу давалось им легко: прогулки на свежем воздухе возле озера и беззаботность захватили любящих супругов с головой. К тому же муж увлекся созданием подкастов на природе, а жена – любимым писательским трудом.
Но все это было до того странного мгновения, когда им показалось, что они тут не одни. Однажды Стине замечает каких-то загадочных людей, расхаживающих на другом берегу. Когда они с Тейтом рассмотрели незнакомцев, выяснилось, что эти граждане – их натуральные копии. Мало того что на жуткую встречу нервно реагирует их ребенок, так и сами двойники настроены к ним весьма агрессивно. И пока супруги разбираются в своих чувствах, повисает жуткий вопрос: что с ними стало – массовая галлюцинация, столкновение с другим измерением или попадание в центр генетического эксперимента?
СОЗДАТЕЛИ
Несмотря на то что действие в фильме происходит в Швеции, сама картина датская и создавалась датским режиссером. Для Каролине Люнгбю этот триллер – полнометражный дебют, поскольку до этого мир видел только один фильм ее авторства. Десять лет назад она выпустила короткометражную драму «Острые локти, разбитые коленки», которая за 28 минут рассказывает о подростковых переживаниях взрослеющей девушки. Тогда, как и сейчас, Люнгбю выступила и сценаристом, и режиссером фильма. Продюсером фильма выступила Амалия Люнгбю Квист – мастер тревожного кино Дании: в списке ее работ есть тяжелые триллеры «Психоз» и «Проходческий щит», а также фильм ужасов «Заводчица».
Оригинальное название фильма – «Суперпозиция», которое отсылает к двум наукам. В геологии этот термин описывает преобладание более свежих пород, залегающих выше. В квантовой механике «принцип суперпозиции» означает вероятное одновременное существование тела в разных состояниях: просто вспомните про кота Шредингера, который и жив, и мертв одновременно.
Идет 2023 год, но тема двойников остается неисчерпаемой как в кино, так и в литературе: причем, дело не только в скудости заканчивающихся идей. Если в нашей стране это направление получило особое распространение еще с Достоевского и его Якова Петровича Голядкина из «Двойника», то за границей большой вклад совершил «Вильям Вильсон» Эдгара Аллана По, который укоренил в нашем разуме понятие «доппельгангер». Это модное словцо стало тем популярнее после сериала «Твин Пикс» – особенно после шизофренического третьего сезона, где вокруг нескольких параллельных версий Купера всё и вращается. В нашем кино последней шумной попыткой прибегнуть к этому поджанру была психологическая драма «Селфи» с Константином Хабенским в главной роли.
ЗВЕЗДЫ
На главные и, по сути, единственные роли в фильме были приглашены довольно опытные датские актеры. Мария Бах Хансен снимается в кино уже 20 лет и играет в основном в драмах и иногда комедиях. Один из самых известных в нашей стране фильмов с ее участием – семейная ТВ-эпопея «Наследие». Также актриса из Дании поучаствовала в голливудской историческо-биографической драме «Последний Вермеер».
Что любопытно, Миккель Бё Фольсгаард также принимал участие в «Наследии» и вообще был замечен во многих скандинавских сериалах, на которых у нас в стране традиционный спрос. В его резюме красуются и детективная история Дикте Свендсен, и жесткий «Тот, кто убивает», и политическое «Правительство». Еще 11 лет назад Фольсгаард сыграл с самими Мадсом Миккельсеном и Алисией Викандер в «Королевском романе», за что был удостоен «серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ
И хотя по современным меркам 1,4 миллиона евро бюджета совсем неслабая цифра, есть все основания ожидать, что сборы фильма с лихвой окупят затраченные средства. Фильм начал постепенно выходить в разных странах с января и пока собирает сплошь положительные отзывы. Многие критики отмечали и актерскую игру, и искреннюю боль в диалогах, и что фильм «хитрее, чем изначально кажется из описания».
Любителям психологических историй о столкновениях с собственными копиями и просто атмосферно-камерных картин с действом на фоне природных ландшафтов – обязательно сходите на «Иллюзию побега».
Фото: Про: взгляд