Он сбил больше 60 вражеских самолетов, хотя едва ли мог отличить цвет советского истребителя «Чайка» от цвета немецкого «Мессершмитта». Григорий Речкалов, гроза Люфтваффе, один из лучших летчиков-асов, всю Великую Отечественную войну побеждал не благодаря, а вопреки. Он страдал дальтонизмом, и был серьезно ранен в бою. Но все это не мешало Речкалову обновлять счет сбитых немецких самолетов. Он дважды становился Героем Советского Союза. Первый раз ему присвоили звание 24 мая 1943 года (второй раз – 1 июля 1944-ого). Чем не повод вспомнить героический путь аса?
НА МЕДКОМИССИИ ЗАБРАКОВАЛИ
Григорий Речкалов был из простой крестьянской семьи. Родился в поселке Зайково Свердловской области. Из-за бедности часто ходил босиком. Много работал в поле с отцом, стирая ноги до кровавых нарывов. Семь классов школы, вот и все его образование…В 10 лет он впервые увидел самолет и начал грезить о небе. Записался к кружок планеристов, ходил в аэроклуб. Но когда в 17 лет поступал в Пермскую авиационную школу, на одной из медкомиссий вдруг обнаружил, что с трудом различает цвета. Для летчика это приговор.
- Он был дальтоник. Но у него был слабый дальтонизм, - объясняет методист Культурного центра имени дважды Героя Советского Союза Г.А. Речкалова в поселке Зайково Татьяна Федорченко. – При этом он смог пройти все медицинские комиссии, которые предшествуют поступлению в авиационную школу. Порой товарищи приходили и сдавали тест за него. Порой он просто заучивал таблицу цвета. Плюс он парень обаятельный был, и медсестры ему старались помочь.
Правда вскрылась лишь после окончания учебы, когда Речкалов в звании сержанта прибыл в 55-й авиационный истребительный полк. На очередной врачебно-летной комиссии врачи с удивлением обнаружили, что к ним прибыл летчик с дальтонизмом – забраковали. Но тут вмешалась история.
- Ему написали в заключении, что он не годен к службе в ВВС. Он с ним отправился в полк. А было на календаре 22 июня 1941 года – день начала Великой Отечественной войны, - объясняет Татьяна Федорченко. – Если бы не эта дата, не было бы у нас замечательного летчика Речкалова. А так… Начальник штаба спросил у него: «Свой самолет от немецкого отличишь? Тогда вот тебе самолет, вот задание».
Современники вспоминают, что дальтонизм у Речкалова компенсировался повышенной зоркостью. В каждом небесном бою он всегда первым замечал вражеские самолеты.
«13» НЕСЧАСТЛИВОЕ ЧИСЛО ВРАГА
Первый боевой самолет Григория Речкалова – истребитель И-153. За необычную форму крыльев их еще называли «Чайкой». Будущему летчику-асу досталась машина с номером «13» на хвосте.
- «Чайка» это хороший истребитель 30-х годов, хоть и сделан он из фанеры, - объясняют в Культурном центре. – Уже на пятый день войны Речкалов сбил на нем первый Мессершмитт. И после этого Речкалов везде говорил, что цифра «13» на хвосте самолета несчастливая для врага, а не для советских летчиков.
За первый месяц войны летчик-ас «списал в утиль» три вражеских самолета. Но потом несчастливая цифра все-таки оправдала себя – во время полета отказал мотор. С большим трудом Речкалов смог посадить его носом в землю. После этой аварии его пересадили на И-16, который еще называли «Ишачком». Летчик-ас успел сбить на нем два вражеских самолета, прежде чем его самого подбили. Один из снарядов попал в кабину и разорвался у летчика в ногах, лишив его двух пальцев.
- Заметил, что мои очки забрызгивает чем-то темным, - писал в мемуарах Григорий Речкалов. – Глянул в кабину и не поверил. Половинка перебитой правой педали валялась на полу в маслянисто-бурой луже. Нос сапога, наполовину развороченный, представлял собой месиво из кусков кожи и крови.
Понимая, что скоро он потеряет сознание, летчик-ас направил самолет к аэродрому. Мессершмитты преследовали его, но Речкалов их перехитрил – полетел вдоль глубокого оврага, практически по дну, укрываясь от вражеских пуль. «Ишачок» на такой маневр был способен, немецкие самолеты – нет. По воспоминаниям самого пилота, скоро от потери крови он перестал понимать, что происходит и что делает. Организм сам, словно на автопилоте, нажимал нужные кнопки. «Ишачок» успешно приземлился на аэродром.
СБЕЖАЛ К ТОВАРИЩАМ НА ФРОНТ
Ногу Речкалову сначала хотели отнять. Но в эвакогоспитале в Свердловске, куда его доставили, он попал в руки к легендарному хирургу Леониду Лепешинскому (его именем в 65-м назвали больничный городок в Свердловске, - Прим. Ред.).
- Приговор был – ампутировать. Но Лепешинский сделал три операции, чтобы спасти ногу Речкалову, - говорит Татьяна Федорченко. – Но осколочки размером с игольное ушко остались в ноге. Их невозможно было достать. И они все время выходили. Время от времени нога воспалялась.
С таким ранением назад в бой его уже не хотели отпускать – отправили в запасной полк тренировать летчиков. Но Речкалов не мог бросить боевых товарищей одних на фронте. После лечения ему полагалась неделя отпуска. Он сказал всем, что едет домой на Урал, а сам без документов отправился под Ростов искать свой полк.
- Было просто чудо, что он не попался военному патрулю, - говорит Татьяна Федорченко. – Он нашел свой полк, прошедший через страшные бои и к тому моменту за подвиги получивший название 16-го гвардейского истребительного авиационного полка. И ему там были рады, потому что полк понес огромные потери. Сначала, конечно, ему дали пять суток ареста, а потом отпустили в небо. Он летал на Як-1 и Миг-3.
ПРИРУЧИЛ «АЭРОКОБРУ»
Вскоре по ленд-лизу США стали поставлять в СССР свои истребители P-39 «Аэрокобра». Бронированные, с шестью пулеметами. Да еще и противотанковая пушка на носу. Настоящий хищник в небе. Одна только проблема была у новинки – из-за того, что двигатель поставили сзади, а 37-миллиметровую пушку спереди, центр тяжести у самолета смещался назад, как только пилот отстреливал половину боезапаса – «Аэрокобра» переворачивалась носом кверху и сваливалась в страшный штопор.
Неудивительно, что американцы решили отдать такую технику. Григорий Речкалов с товарищами придумали, как сладить с «Кобрюшей», как ее порой ласково называли.
- В носовой части было свободное место и наши летчики просто захламляли его гирями и всем тяжелым, что было, – объяснял экскурсовод Музея военной техники УГМК Александр Межцкий. - Пусть лучше самолет спикирует – уйдет носом вниз, чем перевернется и будет в штопоре падать. Из пикирования легко можно выйти.
На «Аэрокобре» Григорий Речкалов сражался уже до самого конца войны и сбил с ее помощью 44 самолета. Большинство снимков с ним военных лет, как раз и запечатлели его на фоне этого самолета. На ней можно разглядеть десятки звездочек на корпусе – по одной за каждый сбитый вражеский самолет.
Автор: Данил Свечков – «КП-Екатеринбург»