Восстание зловещих мертвецов/ Evil Dead Rise (2023)
Режиссер: Ли Кронин
В ролях: Лили Салливан, Алисса Сазерленд, Габриэль Экхолс
Рейтинг: Кинопоиск - 6.6 /Imdb -6.8
Добро пожаловать в зловещий подвальчик мертвецких ужасов Скара, мои трясущиеся от одержимости мясные мешки!
Перезапуск успешной и долгоиграющей хоррор-франшизы - мероприятие всегда опасное и непредсказуемое. Если она скатилась в бесконечные самоповторы, как в случае с "Криком", или вовсе в дешевый конвейерный трэш, как это было с "Восставшим из ада" - это одно дело. Тут уж, как говориться, нечего терять. Любой результат автоматически будет засчитан. Но если все части, с первой до последней, и даже сериал-сиквел, были сняты одинаково качественно, и давно стали культовыми - задача не ударить в грязь лицом заметно усложняется. Тут нужно либо максимально точно и бережно цитировать оригинал, привнося при этом нечто свое, как это было в "Хэллоуине" старины Роба Зомби, либо делать полную перезагрузку со свежими идеями и новым режиссерским видением, как бы переизобретая франшизу заново. Именно по этому пути пошел режиссер новой части "Зловещих мертвецов" Ли Кронин, что выглядит вполне логичным после предыдущей компромиссной попытки мягко перезапустить киновселенную "Злого деда" в лице "Черной книги" 2013 года, которая вполне успешно уважила "и наших, и ваших", частично сохраняя гротеск и ёрничанье оригинала, при этом заметно добавив серьезных нот в звучание симфонии смерти "Некрономикона". Новый фильм почти полностью избавился от буффонады оригинальной серии, потеряв комичного Эша и кукольных дедайтов, и оставив для приличия лишь едкую улыбку маньяка-живодера, и при этом до крайности сгустив краски и нагнав кровавой и мрачной атмосферы сплаттерпанка. Насколько удачным оказался такой подход? Очень даже!
Никаких безруких продавцов-неудачников в синих рубашках, кричащих "Grooovey!" и наркоманок на реабилитации - на этот раз завязка весьма прозаичная и жизненная. Молодая девушка Бет, работающая звуковиком в рок-группе, случайно "залетает" от одного из музыкантов, и в смятении приезжает в гости к своей старшей сестре Элли. Вот только у Элли тоже не все гладко на личном фронте - её самым беспардонными образом бросил негодяй-муж, оставив одну с тремя детьми в ветхом полузаброшенном небоскребе, ждущим очередь на снос. Впрочем, Элли, как наглядное воплощение образа сильной женщины, не жалуется, и старается относиться ко всем невзгодам стоически и с бытейской мудростью, одаривая своих чад любовью в одинаковой пропорции. И, не без драмы, но всё же принимая блудную сестрицу какой она есть. Тем больнее воспринимаются последующие произошедшие с ней события. Отправив детей за пиццей, сестры решают поговорить "по душам", но трогательное семейное воссоединение прерывает внезапное землетрясение. Очень сильное землетрясение. Такое, что вернувшиеся в этот момент отпрыски находят в полу первого этажа трещину, ведущую в тайное замурованное хранилище, где уже многие годы томиться странная книга в обложке из человеческой кожи и несколько ветхих виниловых пластинок с записями. Видимо, будучи не знакомым с отличной русской поговоркой "не буди лихо, пока оно тихо", старший сын - меломан забирает артефакты с собой в квартиру, и прослушивает первую пластинку, где некий священник зачитывает перевод с неизвестного человечеству языка (да, да, это кандарийский) из той самой книги. После этого, как любят писать авторы контекстной рекламы, начался сущий кошмар...
Талантливый канадец Ли Кронин известен прежде всего обласканной фестивальным жюри короткометражкой "Поезд-призрак" и невероятно атмосферным фолк-хоррором "Другой", в которых он довольно наглядно демонстрирует свой зрелый и уверенный режиссерский метод. Тотальная мрачность, холодные глухие светофильтры в стиле "Сонной лощины", мастерски нагнетаемый саспенс и телесные/духовные трансформации или подмена личности как лейтмотив трансцендентального ужаса - все эти приемы режиссер перенес и на доверенную ему перезагрузку "Зловещих мертвецов". Живая легенда жанра Брюс Кэмпбэлл уже отпахал свое, хоть пока и не уйдя на пенсию, но сменив привычные бензопилу и обрез на уютное кресло продюсера. А поскольку так дебоширить и ёрничать, как это делал Эш Уилльямс, не под силу никому, место фарса и разухабистого черного юмора заняло реалистичное ультранасилие, безнадега и современная постирония.
При этом создатели фильма уделяют достаточно времени раскрытию персонажей и теме семейных уз, чтобы зрители ненароком прониклись искренней симпатией к пестрому семейству Элли. И затем с ужасом наблюдали, как их, одного за другим, разрывают изнутри и снаружи демоны чистого Зла, превращая в обезумевшие машины для убийств, ползающие по потолку и манерно жующие стекло и сырые яйца в скорлупе. В "Восстании живых мертвецов" хватает довольно мерзких и провокационных моментов на стыке со сплаттерпанком и пыточным хоррором, но они настолько гармонично вплетены в динамичное и стройное сюжетное полотно, что ощущения нарочитой чрезмерности не возникает. Это просто жёстокая и бескомпромиссная история о случайном столкновении с безжалостной и неотвратимой смертью. А если копать еще глубже - к принятию бремени нежданного материнства.
При этом фильм вышел довольно смелым и изобретательным даже на чисто техническом уровне. Идея перенести нашествие дедайтов из затерянной в глухих лесах хижины в урбанистическую среду, сделав из пустой высотки смертельную ловушку клаустрофоба, оправдывает себя гораздо больше, чем схожий переезд Призрачного Лица из Вудсборо в Нью-Йорк в последнем "Крике" (мой обзор можно почитать тут: https://dzen.ru/a/ZFIbF5YP9j3iV4He ). А отсылки к предыдущим частям серии и классике фильмов ужасов, навроде кровавой волны из лифта (привет, "Сияние"), вплетены в визуальное полотно ненавязчиво и бесшовно, исправно исполняя свою роль легкого фансервиса. К актерам также сложно предъявить какие-либо существенные претензии - все справились очень неплохо. Особенно блистает австралийка Алисса Сазерленд, исполнившая роль матери-одиночки Элли. Ее термоядерная харизма и жуткая пластика, приправленные мертвецким гримом, автоматически записывают актрису в высший эшелон молодых многообещающих звездочек темного жанра.
В итоге мы имеем со всех сторон крепкий и атмосферный фильм ужасов с натуралистичными сценами насилия и элементами мрачной постиронии. Единственное, что в чем его можно упрекнуть (но делать этого ни в коем случае не нужно) - это не те "Зловещие мертвецы", которых мы помним. Просто другие. Новые. Такие же мертвые, но еще более зловещие.
А столкнется ли с ними потерявшая сестру Бет в новом фильме, покажет только время...
Hail to the queen!
ВЕРДИКТ:
Общая оценка по моей крип-шкале - 8 скаров из 10
.................................................................................................................................................................Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь ссылкой с друзьями!
Ваша поддержка крайне важна для развития канала!