Найти тему
ТВТверь

Глобальный водный кризис - это про нас и как река Волга этому способствует

Проблема доступности питьевой воды может в ближайшее время остро коснуться европейской части России.

В эти дни в Санкт-Петербурге проходит X Невский международный экологический конгресс. В его рамках обсуждается, в том числе, доступность питьевой воды. И, как утверждают ученые, эта проблема может очень остро коснуться именно России.

В форуме принимает участие научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян. Именно он утверждает, что вопрос подвоза питьевой воды цистернами для европейской части страны — лишь вопрос времени.

Первое громкое заявление ученый сделал относительно самой водообеспеченной страны мира. Он подтвердил, что воды на территории России действительно много, но ее богатсво сильно преувеличено.

«У нас возобновляемых запасов пресной воды на единицу площади меньше, чем в среднем по миру. А если считать на душу населения, то мы отстаем по воде и от Бразилии, и от Канады. Да, воды у нас много, но у нас мало чистой воды», — отметил представитель РАН.

Сегодня еще трудно представить, что, открыв кран с водой, оттуда не вытечет и капли, но так может случиться.

«Многие думают, что глобальный водный кризис — это не про нас. Но это про нас! Начнем с того, что у нас водные ресурсы распределены неравномерно — только 20 процентов из них сосредоточены в европейской части, а остальные 80 — в азиатской. При этом население и промышленные объекты распределены ровным образом наоборот. Поэтому европейская часть России — это место, где в нашей стране и может разразиться водный кризис», — подчеркивает Данилов-Данильян.

При этом водные просторы очень нечисты. Топ-5 наиболее грязных рек по версии ученого выглядят так:

«Безусловно, первое место — это Волга. Второе и четвертое места — это Обь и ее приток Иртыш. Третье место у Дона, пятое, полагаю, у Северной Двины. При этом отмечу, что все основные водные артерии России имеют значительную степень загрязненности. И количество регистрируемых случаев высокого и экстремально высокого загрязнения много лет практически не снижается. Найти чистую реку в России достаточно проблематично, исключая, конечно, малые реки».

Пр этом научный руководитель Института РАН считает программу оздоровления Волги явно недостаточной.

-2

Судя по его словам, начавшись девственным родником в Тверской области, к своему впадению в Каспийское море Волга превращается в очень видоизмененный субстрат. При этом проект ее оздоровления ориентирован прежде всего на те регионы, по которым протекает непосредственно сама Волга, а ее притоки — по регионам, число которых в три раза больше, чистотой не блещут. Там за чистоту уже никто так не борется. Между тем, у притоков Волги, как к примеру в Башкортостане, расположены крупные промышленные и сельхозпредприятия.

И это еще половина беды. Часто основную угрозу для водоемов представляют диффузные стоки — грязь с дождями и грязь при таянии снега. И эта угроза никаким образом на сегодняшний день не контролируется.

Вот и получается, отмечает Виктор Данилов-Данильян, что пока мы 40% «организма» лечим, остальные 60% убивают его, сообщает «ПГ».