Во время раскопок кургана в Хакасии археологи нашли нетронутую могилу. Примерно 2,5 тысячи лет, с момента погребения, в нее никто не заглядывал.
В каменном ящике был присыпанный землей небольшой скелет. Сначала решили, что это мальчик-подросток похоронен. Зачистку ямы поручили молодому ученому Ульяне – очень серьезной девушке, не замеченной в склонности к мистике.
Зачищают могилу не один день, с утра до вечера. Буквально по миллиметру убирают вековые наслоения, чтобы не упустить даже самую мелкую бусинку. Если могила маленькая, то обычно в ней проводят долгие часы «лицом к лицу» археолог и погребенный.
У начинающих историков есть традиция: от скуки они «разговаривают» со скелетами и для простоты обращения давать им имена. Любые, какие придут в голову. Недолго думая, Ульяна назвала «подопечного» Йориком и, освобождая его от вековой пыли, «рассказывала» ему:
- Потерпи, Йорик, скоро я тебя расчищу! Потом тебя красиво сфотографируют!..
На следующий день Ульяна пришла на раскоп сама не своя. Коллеги поинтересовались: «Что-то случилось?» Она, смущаясь, призналась, что во сне ей явился мертвец из той самой могилы. Он возмущался и отчитывал девушку: «Уля, а почему ты все время называешь меня Йориком? Я же женщина!»
Тогда все посмеялись над девичьей впечатлительностью. Но Ульяна «на всякий случай» переименовала усопшего в Гюльчатай. Антропологов в экспедиции не было, и в тот момент развеять сомнения молодого ученого было некому. Найденные человеческие кости упаковывали и увозили специалистам. Они-то позже и подтвердили, что в той могиле на самом деле был скелет женщины. Как ее звали – мы уже не узнаем. Она умерла в самом расцвете лет. Скорее всего, скосила болезнь.
Можно только гадать, что это было во сне: проявление интуиции или знаки с того света?