Во второй половине апреля премьер-министр Армении Н. Пашинян сделал знаковое заявление, по сути, признающее Карабах частью Азербайджана. Он предложил взаимное признание территориальной целостности Армении и Азербайджана по состоянию на момент распада СССР. То есть Нагорный Карабах в составе Азербайджана. Заодно своим заявлением, что мир возможен, если Армения будет признана в рамках Армянской ССР, в которую Карабах не входил, Пашинян фактически продемонстрировал неоосманистам, что в Ереване готовы закрыть глаза на новый геноцид армян.
На днях Н. Пашинян высказался и вовсе предельно прямо: Армения признает территориальную целостность Азербайджана, куда входит и Нагорный Карабах, но при условии обеспечения безопасности армянского населения. При этом вопрос прав и безопасности армян Нагорного Карабаха должен обсуждаться в формате Баку–Степанакерт.
Похоже армянского премьера услышали. Одновременно с заявлением Пашиняна из Еревана о признании Карабаха частью Азербайджана его органично дополнили из Баку. Ильхам Алиев заявил, что армяне, проживающие в регионе, должны выбирать: принять гражданство Азербайджана или искать другое место проживания. Для абсолютного большинства жителей Арцаха это означает изгнание по этническому признаку, т. е. этноцид.
Однако, даже несмотря на всё самоуничижение, заявление главы нынешнего режима Армении уже запоздало. Нагорный Карабах и так фактически стал азербайджанским. Почти половина населения Турции (свыше 48%) считает, что в 2023 году наконец-то заканчивается действие Лозаннского мирного договора столетней давности, по которому их лишили значительной части территорий Османской империи.
Баку при поддержке турок может поставить точку, взяв под контроль Лачинский коридор, который сегодня существует только благодаря миротворцам из России. Но их пребывание на территории Карабаха ограничено пятью годами, и не факт, что соглашение будет продлено.
Теперь ключевой вопрос стоит уже о принадлежности Сюникского коридора (он же Зангезур) – южной территории Армении, отделяющей Нахичеванскую область от Азербайджана. Пашинян пытается зафиксировать его принадлежность Армении, что в Баку и Анкаре сейчас рассматривают как временное явление. Поэтому нынешние неоосманисты могут отнестись к заявлению Пашиняна о сдаче Арцаха с пониманием, но не более того. Благодаря им Азербайджан сегодня имеет статус победителя в войне и хочет укрепить достигнутые результаты. А по возможности – существенно увеличить их.
У Турции есть интерес установить контроль над перешейком между Нахичеванью и Азербайджаном с целью отрезать Армению от границы с Ираном, обеспечив себе прямой сухопутный коридор к Азербайджану. Не секрет, что и у Вашингтона имеется интерес в создании плацдарма для давления на Иран с севера. Поэтому США подыгрывают Турции, которой также патронирует Британия. При этом официальный Ереван почему-то воспринимает США (Вашингтон) и ЕС (Париж) как защиту от Турции в случае конфликта.
Представители нынешнего руководства разведок США и Великобритании работали в прошлом в резидентурах на турецком направлении и знакомы с элитой Турции и ее неоосманистскими устремлениями не понаслышке. В том числе потому, что сами же их культивировали и прививали. Это благодаря им из Анкары все чаще заявляют, что они теперь с Азербайджаном одна страна и один народ, а азербайджанец Алиев получил от турка Эрдогана благословение и деньги на обострение отношений с Арменией, попутно резко нарастив поставки газа Турции.
Армения сегодня ищет внешнего спонсора, способного гарантировать ее целостность. Тот, кто даст такие гарантии, того и объявит союзником. Россию прозападный режим Пашиняна по известным причинам в качестве гаранта не хочет. Поэтому идет поиск гарантов на стороне. Помимо американцев, большие надежды возлагаются на французов и прочих европейцев. Однако у тех имеется свой интерес к Сюникскому региону (в очередной раз продемонстрированный в День Европы 18 мая послами 15 стран Евросоюза, побывавшими с главой делегации ЕС в Армении Андреа Викторин в Капане и Горисе).
Эта южная административная единица Армении представляет для коллективного Запада большое значение, т. к., помимо контингента ВС РФ (в Капане, Мегри и Сисиане), там также размещено консульство Ирана (в Капане). Ещё более важно то, что именно на юге Сюникской области проходит проект Зангезурского коридора (куда сейчас устремлены взгляды Баку и Анкары), в котором Запад особо заинтересован ввиду сулящих при его реализации экономических и геополитических перспектив. Поэтому в ЕС делают акцент на капиталовложения на юге Армении на участке, где планируется проложить коридор.
Инициатива «Устойчивый Сюник. Команда Европа», якобы направленная на улучшение социально-экономического положения жителей, преследует цель подготовки инфраструктуры к открытию Зангезурского коридора. Ни Францию, ни Запад в целом не интересуют благополучие или мир в Армении и Арцахе. Для них гораздо более важно обеспечить наиболее выгодные для себя условия для реализации собственных интересов. И возможность опереться в этих планах на входящих в НАТО турок с их неоосманистскими устремлениями, получающими нынче новый толчок, в т. ч. благодаря окончанию действия Лозаннского мирного договора, для западных стран перспектива более интересная, чем помощь армянам. И гораздо более выгодная.
К тому же Западу импонируют и прочие цели неоосманистов – мягкое выдавливание России из Закавказья и занятие максимально возможных позиции в Средней Азии и регионе Ближнего Востока, а также обеспечение турецкого (а значит, и натовского) влияния в российском Поволжье и тюркоязычных регионах «Большого Турана».
А тем временем в самой Армении ситуация становится все нервознее. И риск дестабилизации от смыкания внешних поползновений неоосманистов и внутренних неурядиц постоянно растет. Прямо сейчас, когда пишутся эти строки, в Ереване продолжаются массовые демонстрации в знак протеста против задержания и ареста матери погибшего в 2020 году военнослужащего Гаяне Акопян. В столицу прибыли граждане страны, участвовавшие в массовых протестах у села Корнидзор (там также идут акции с требованием прекратить блокаду Нагорного Карабаха из-за открытия нового азербайджанского КПП через реку Хакари), и количество недовольных продолжает увеличиваться. Прибывающие баррикадируют улицы, устраивают «сидячие протесты». Периодически между протестующими и силовиками возникают стычки.
В этой и подобной ей ситуациях, число которых будет только множиться, очень важно, как станет реагировать на антиправительственные акции режим Пашиняна. Если он попытается подавлять и разгонять протесты силой, то столкнется с немедленной реакцией разгневанных граждан, что может привести к крайне непредсказуемым последствиям.
Оригинал статьи размещен здесь