Найти в Дзене
Международная панорама

Как облажался греческий минкульт

Оглавление

Археолог утверждает, что ваза для вина V века до н.э. с современным декором, возвращённая из Великобритании в Грецию, является подделкой, о чём давно известно

Ваза фигурирует в статье о греческих вазах в археологическом журнале Minerva в 1998 году.
Ваза фигурирует в статье о греческих вазах в археологическом журнале Minerva в 1998 году.

Через несколько дней после того , как Греция радостно объявила о возвращении сотен предметов старины, изъятых у опального британского торговца, её министерство культуры столкнулось с обвинением в том, что один из этих артефактов, ваза начала V века до н.э., украшена декором, который на самом деле является «современной подделкой», созданный в 1990-х годах.

Христос Цирогианнис, археолог из Кембриджа, выразил удивление тем, что министерство включило olpe вазу для вина — в число ценных древних предметов, которые будут возвращены домой. Он сказал моим британским коллегам, что если бы они провели адекватные исследования, то узнали бы, что она была разоблачена ещё в 1998 году ведущим экспертом среди многих примеров украшений на древних вазах — в данном случае с добавлением современного рисунка сатира и коза.

Использование негодных подлинных материалов для создания ценной подделки — типичный приём, используемый фальсификаторами.

Цирогианнис назвал качество исследования греков «абсолютно постыдным», поскольку в заявлении, сделанном в прошлую пятницу, Лина Мендони, греческий министр культуры и археолог, заявила, что они «систематически и методично» работали над коллекцией, особенно в последние три года.

Фигуры сатира и козла были добавлены к аутентичной вазе с черным глазурью в 1990-х годах.
Фигуры сатира и козла были добавлены к аутентичной вазе с черным глазурью в 1990-х годах.

На официальном сайте она сообщила, что среди 351 предмета, репатриируемого после 17-летних переговоров с ликвидированной компанией торговца антиквариатом Робина Саймса, были скульптуры и сосуды.

В 2005 году Саймс отбыл тюремный срок за игнорирование постановления суда о продаже египетской статуи стоимостью 3 миллиона фунтов стерлингов, и судья отклонил его объяснение как «преднамеренный обман». В 2016 году итальянская и швейцарская полиция обнаружила мраморные статуи среди других сокровищ, украденных из Италии и предположительно хранившихся им в Женевском фрипорте в Швейцарии.

В пятницу ольпе была среди древностей, перечисленных министерством культуры Греции: «Аттическая красная фигура ольпе с украшением в виде сатира, несущего большую амфору. На фоне украшения появляется коза. Украшение выполнено в технике Six'* [одна из декоративных техник древнегреческих вазописцев]. Начало V века до нашей эры».

Но в 1998 году ведущий ученый Дитрих фон Ботмер опубликовал свои выводы о той же самой ольпе, заключив, что её украшение является «современной подделкой».

В обширном исследовании подделок греческих ваз он писал, что его техника Six' с добавлением непрозрачных цветов на черный фон использовалась «за пять или шесть лет» до публикации статьи.

Он утверждал, что сатир и коза были нарисованы на аутентичном ольпе, покрытой черной глазурью, «с большим количеством отслоений или потертостей, чтобы придать ему древний вид».

«К счастью, фальсификатор не осознавал, что его предмет, если бы он был изготовлен в аттической мастерской в [древности], имел бы дополнительную красную полосу посередине в качестве единственного штриха цвета. Эта красная линия теперь появляется под только что добавленными цифрами и за ними — упущенная из виду деталь, которая клеймит готовый продукт как современную подделку».

Его статья, опубликованная археологическим журналом Minerva, была основана на статье, представленной в Базеле, Швейцария, на симпозиуме «Подделки и фальсификации» в 1996 году.

Цирогианнис сказал, что министерство, по-видимому, не знало об этом. Он сказал:
«Это абсолютно позорно, потому что показывает реальный уровень исследований, хотя у них было 17 лет, чтобы провести их должным образом, тем более что министр культуры сама является археологом. Она с триумфом включила ее как вазу начала V века из-за украшения. Это сногсшибательно, очень стыдно».

Находясь в Кембридже, Цирогианнис возглавляет исследование незаконного оборота древностей для кафедры ЮНЕСКО по угрозам культурному наследию в Ионическом университете на Корфу, Греция. За 17 лет он выявил 1664 украденных предмета в аукционных домах, коммерческих галереях, частных коллекциях и музеях, предупредив полицию и правительство и помогая репатриировать предметы.

Объявление, сделанное в прошлую пятницу, включало лишь небольшую часть репатриированных древностей, сказал он:
«Мы не знаем, какие еще предметы они репатриировали. Может быть, будут ещё неприятные сюрпризы».

Представитель министерства культуры и спорта Греции сказал:
«Министр Мендони в данный момент не может комментировать ситуацию, так как мы ожидаем, что после выборов в прошлое воскресенье минкульт возглавит новый министр. Однако комментарий дирекции министерства заключается в том, что в случаях обнаружения незаконно вывезенных древностей любые дальнейшие исследования по ним проводятся, когда древности возвращаются в греческие музеи. Только тогда можно их тщательно изучить и, при необходимости, провести лабораторные анализы».

Неуклюжее, конечно же, оправдание собственного вопиющего дилетантства...

_____________________________________

*Современное название техники, используемой чернофигурными вазописцами Аттики, которая включает нанесение белых или красных фигур на черную поверхность и вырезание деталей так, чтобы просвечивал черный цвет. Впервые она была описана голландским ученым Яном Сиксом в 1888 году, а английское название получила от Дж.Д. Бизли.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!

Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.)