В январе этого года ко мне обратился главный редактор журнала "Калужское наследие" Дмитрий Кузнецов с просьбой дать интервью о проведении Года педагога и наставника в Калужской области. Мы поговорили о самых известных педагогах нашего региона, а также о мероприятиях, которые планируем проводить в наших образовательных организациях. Журнал издается уже более пяти лет при содействии министерства культуры и туризма Калужской области.
Указом Президента России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Как Вы прокомментируете решение посвятить наступивший год именно людям из сферы образования?
Это очень важное политическое решение, имеющее серьезное значение не только для сферы образования, но и для всего нашего общества. Оно демонстрирует политическую важность событий в сфере образования. Поставить учителя в центр общественно-политической жизни; значит признать важную роль образования в нашей жизни и важнейшую роль педагога. Смысл идеи заключается в том, чтобы показать роль и значение учительства, а также поблагодарить педагогов и наставников за их подвижнический труд. Кроме того, немаловажную роль в определении Года педагога и наставника сыграло то обстоятельство, что в 2023 году отмечается 200-летний юбилей со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского – крупнейшей фигуры в истории отечественной педагогики и образования. Ушинский заложил базовые основы российской национальной школы, разработал идеи, положенные в основу практики российского образования, когда обучение ребенка начинается с изучения родного языка и родной словесности. Он стал разработчиком первых учебных пособий для обучения родному языку – «Родное слово» и «Родная речь». Константин Дмитриевич Ушинский очень активно отстаивал идеи демократизации и народности в образовании. Все это в совокупности способствовало тому, что 2023 год стал Годом педагога и наставника.
Кого из выдающихся педагогов, работавших в Калуге и в Калужском крае, Вы могли бы отметить в первую очередь?
Калужская земля славится своими педагогическими традициями. На нашей земле творили замечательные педагоги, подвижники образования, которые составили славу и гордость системы образования Калужского края и всей страны. Прежде всего, я бы назвал имя выдающегося историка-краеведа и педагога Григория Зельницкого, который был преподавателем Калужской классической гимназии и составителем «Описания событий 1812 года, произошедших в пределах Калужской губернии». Нельзя обойти автора замечательного учебника «Курс космографии для средних учебных заведений» Сергея Щербакова. В советский и предсоветский период эти традиции продолжались. На Калужской земле работал выдающийся педагог Станислав Теофилович Шацкий, объединивший вокруг себя целую плеяду педагогов и ученых, которые заложили основы советской системы образования, новой дидактики, соединения общего и дополнительного образования и соединения образования с производительным трудом. Вместе с Шацким в колонии «Бодрая жизнь», работавшей на территории нынешнего Обнинска, трудились братья Лев и Михаил Скаткины, Л.К. Шлегер и другие его соратники. Это место было настоящим центром притяжения для мыслящих педагогов со всего мира. Обязательно нужно сказать о деятельности Василия Порфирьевича Вахтерова, основавшего в Калужском крае народную школу, а также создавшего и применившего в нашем крае свой «Русский букварь». Советский период дал много выдающихся учителей. Назову имена Софьи Николаевны Масоновой – директора Улановской средней школы Медынского района, воплотившей многие идеи о соединении обучения с производительным трудом; Елены Николаевны Деруновой – учителя и заведующей Высокской начальной школой Хвастовичского района; Александра Федоровича Иванова – директора Мятлевской средней школы; Алексея Андреевича Поленкова – директора Кондровской школы №1; Юрия Ильича Тарасевича – учителя истории средней школы №14 города Калуги; Петра Прокофьевича Степанова – учителя биологии калужской средней школы №7; Марии Васильевны Улыбиной – директора школы №7 города Калуги. Этот список можно продолжать очень долго. Кстати, в Калужской области установлено два памятника выдающимся калужским педагогам. В начале 2000-х годов возле входа в Мятлевскую школу Износковского района были воздвигнут памятник её директору Александру Федоровичу Иванову. Примерно в это же время был поставлен памятник Алексею Андреевичу Поленкову - ветерану Великой Отечественной войны и директору 1-й школы Кондрово, который оставил глубокий след в душах своих учеников. Эти памятники символизируют благодарность учителю от всего общества. Самой значительной и яркой фигурой калужского образования, конечно, является ученый Константин Эдуардович Циолковский.
Как вы считаете, многолетняя преподавательская деятельность в учебных заведениях Боровска и Калуги помогла Константину Эдуардовичу Циолковскому в его научной работе? Мог бы он состояться как великий учёный, не будучи педагогом?
Думаю, что педагогическая и научная деятельность Константина Эдуардовича Циолковского были тесно связаны между собой. Преподавательская работа в учебных заведениях Боровска и Калуги очень помогала Циолковскому в его научной работе. История науки и образования показывает, что многие великие ученые были прекрасными педагогами. Это не случайно, ведь крупный ученый нуждается в презентации своих идей, в аудитории слушателей и последователей. Педагогическая деятельность вдохновляла его на поиски новых путей исследования и продвижения своих научных идей.
Учителя дореволюционного периода, учителя советского и постсоветского времени… – что общего между российскими педагогами разных исторических эпох? Есть ли принципиальная разница между ними?
Учитель в любую эпоху воспитывает детей и несет им знания. Это характерно для любой исторической эпохи и исторического окружения. Учитель – это пример для детей и подвижник. Такие качества роднят педагогов современности с педагогами советского времени и дореволюционного периода. Учитель и ребенок – две неразделимых ипостаси системы образования. Приверженность миссии, самоотдача и служение детству – это важнейшие черты учителей всех времен и эпох. Конечно, время всегда вносит свои поправки в работу педагога и накладывает временной отпечаток на характер его деятельности. Учитель должен меняться под влиянием исторических обстоятельств, в том числе под влиянием изменений, которые происходят в детской среде. Эти изменения во многом определяют успех деятельности педагога. Учительская профессия помогает человеку быть успешным только тогда, когда она сочетает в себе приверженность традиционализму, воспроизводство лучшего педагогического опыта предыдущих эпох и использование современных методов и технологий образования. В этом и заключается секрет профессионального успеха педагога. Педагог должен опираться на прочную основу достижений педагогики, знать особенности современного детства, применять эти знания на практике и смотреть вперёд.
Какими мероприятиями Год педагога и наставника будет отмечен в Калужской области? Назовите, пожалуйста, наиболее значимые из них?
Смысл мероприятий Года педагога и наставника в воздании благодарности учителям прошедших эпох и учителям современности. Мы предложили много интересных мероприятий, которые помогли бы учителям почувствовать себя представителями системообразующей профессии. Наша главная цель - работать на повышение престижа учительской профессии, продемонстрировать её интересное лицо. Мы хотим показать обществу престиж учительского труда, сложность этой работы и одновременно её привлекательность. В системе образования Калужской области работает много замечательных педагогов. Мы хотим поблагодарить наших учителей за их труд. В марте состоится открытие года педагога и наставника. Лучшие учителя проведут свои мастер-классы, отображающие их педагогический опыт. Много мероприятий будет направлено на чествование учителей и наставников, на привлечение в профессию молодежи. Мы проведем профильные смены с учениками педагогических классов, традиционную Декаду молодого учителя, где опытные педагоги помогут молодым в освоении лучших методик и технологий обучения. Это будет год поддержки педагога. На радио, телевидении, в СМИ появятся новые интересные рубрики и передачи об учителях. Отдельно скажу о чествовании представителей учительских династий. Недавно был анонсирован Всероссийский форум педагогических династий, в котором наш регион будет активно участвовать.
Что Вы могли бы пожелать своим коллегам в начале 2023 года и, прежде всего, молодым воспитателям и учителям – только пришедшим или собирающимся прийти на работу в детские сады и школы, в средние и высшие учебные заведения?
Главное – состояться в профессии. На этом пути коллег ждет много сложностей и проблем, но за ними нужно видеть великую миссию учительской профессии. Она в том, чтобы быть воспитателем, просветителем, примером для детей. Нужно вести за собой детей и поддерживать их. Всегда вспоминаю замечательные слова педагога Евгения Александровича Ямбурга: «Учитель – это специалист по ребёнку». Эти слова должны вдохновлять учителей. Желаю всем, кто работает в системе образования, радости от работы и общения с детьми. Желаю удовлетворенности от профессии. Тогда обязательно придут успех, уважение, почитание и благодарности. Важно не стоять на месте, постоянно учиться, развиваться и совершенствовать в профессии.