Найти тему
KIP

"Слишком красиво, чтобы быть правдой" - гений Хаяо Миядзаки

Оглавление

Слово “гений”, несомненно, употребляется слишком часто, но ни один поклонник кино не станет отрицать, что этот термин полностью подходит для описания великого режиссера Хаяо Миядзаки. Вокруг картин Миядзаки сформировался самый настоящий культ. Их смотрят люди вне зависимости от возраста, и мало у кого язык повернется назвать эти ленты уделом младшей аудитории. Тем не менее сам автор всегда снимал мультфильмы в первую очередь для детей, в том числе своих сыновей.

Если вы еще не являетесь поклонником Миядзаки, пусть это будет вашим знакомством с этим удивительно творческим рассказчиком и аниматором.

Становление легенды японской анимации

Во время Второй мировой войны отец режиссёра, Катсудзи, являлся директором компании по производству авиационных деталей «Miyazaki Airplane», в которой часто бывал сам Хаяо. Именно благодаря регулярным посещениям места работы отца, у аниматора с детства зародилась страсть к самолётам, что можно отчётливо наблюдать во многих его произведениях. А вот свою внимательностью к деталям, которая отображается при создании каждой работы автора, как сам Миядзаки ни раз заявлял, он унаследовал от матери. Так как семья режиссёра была вынуждена часто менять место жительства, фотографическая память Хаяо фиксировала многие пейзажи, необычные места и эстетику японской природы.

На протяжении всего своего пути взросления он интересовался новыми художественными приёмами, детской литературой и психологией, а получив в 1963 году диплом политолога и экономиста, сразу же устроился работать на киностудию «Toei Animation», существовавшую с 1948 года. Начало своей карьеры аниматор посвятил созданию промежуточных кадров для выпускающейся мультипликации того времени.

Работы Миядзаки

Творческий путь Хаяо начал меняться после ухода из компании в 1971 году, когда последующие десять лет автор взаимодействовал со множеством других самых разных студий, и примерно в это же время он познакомился с двумя ключевыми фигурами в своей жизни - супругой Акэми Ота и близким другом, по совместительству партнёром, Исао Такахатой.

Миядзаки всегда подходил к процессу создания с чрезмерной осторожностью, чёткостью и дотошностью, лично изучая и проверяя, как обстоят дела. Если требовалось, он заново перерисовывал чуть ли не каждый кадр своих первых аниме, за счёт чего почти сразу приобрёл репутацию трудоголика. Одной из первых, знаменитых и характеризующих личность Хаяо Миядзаки, стала экранизация его собственной манги «Навсикая из Долины Ветров» (1984 г.). Мультипликация оказалась настолько успешной, что сборы с её показов позволили режиссёру в 1985 году основать собственную анимационную студию Ghibli.

«Навсикая из Долины Ветров»
«Навсикая из Долины Ветров»

Когда настал момент завершения работы над «Принцессой Мононокэ» и подведения итогов (1997 г.), Хаяо Миядзаки публично заявил о том, что его карьера, как аниматора, на этом проекте заканчивается.

«Принцесса Мононокэ»
«Принцесса Мононокэ»

Однако уже в 1998 году что-то вынудило художника снова начал работать над аниме, и первой его работой после громкого заявления стала анимация «Унесённые призраками» (2001 г.). Оказалось, что в один из дней автор вдохновился дочерью одного из своих близких друзей, с которой встретился во время совместного ужина. Ему всегда хотелось создать историю про девочку-подростка, которая преодолевает трудности в период взросления и пересматривает своё поведение из-за внешних обстоятельств, а также про её взаимоотношения с родителями. Остро социальная проблема, которая была актуальна в конце XX века из-за глобализации на территории Японии, с двойной силой вдохновила Миядзаки взяться за разработку подобной мультипликации, с ещё одной целью: чтобы этот проект не оставил ровесниц главной героини, Тихиро, равнодушной. Для него было важно, чтобы о ценности и важности семейных уз после просмотра анимации вспомнили как дети, так и взрослые. К тому же, не последнюю роль сыграли взаимоотношения с сыновьями.

«Унесённые призраками»
«Унесённые призраками»

После мирового дебюта аниматор вновь заявил, что не собирается дальше заниматься режиссурой, но через несколько лет Хаяо повторно почувствовал потребность в создании чего-то прекрасного, вдохновившись сказочной повестью английской писательницы Дианы Уинн Джонс «Ходячий замок». Помимо этого, аниматор также вдохновился русскими сказками. Например, прототипом замка Хаула является русская избушка на курьих ножках, о которой Хаяо узнал во время практики на киностудии «Мосфильм». Помимо них, Хаяо заинтересовали работы французского иллюстратора и редактора журнала La Caricature Альбера Робида, а также реальные пейзажи, обнаруженные во время путешествия во Франции вместе с командой других аниматоров.

Ещё две полнометражные анимации продолжают поддерживать экспериментальный эффект творчества художника по сей день: это «Рыбка Поньо на утёсе» и «Ветер крепчает» (2013 г.). Рассматривая более углублённо особенности работ Хаяо, надо уточнить, что концепция первого аниме строится на работе с акварелью, что придаёт ему более традиционный и эстетический эффект, а большая часть сцен из мультипликации и вовсе была прорисована исключительно от руки. Это было сделано для того, чтобы живой ритм подводного мира был отображён более естественно: с такой целью Миядзаки отправил всю команду художников на неделю к морю и попросил погрузиться с аквалангом, чтобы запечатлеть морскую флору.

Во второй работе художник снова вернулся к своей любимой тематике: авиация времён Второй мировой войны. Он старался тщательно изучить конструкцию прошлых лет и детализировано срисовывал макеты в авиационном музее неподалёку от аэропорта Нарита (Префектура Тиба, Япония). Одновременно с фестивальным дебютом аниме «Ветер крепчает», в 2014 году Хаяо Миядзаки крайний раз объявил, что уходит на пенсию, но даже после этого его работы являются самым крупным мультипликационным прорывом в мировой индустрии и настоящим шедевром в истории японской анимации.

Чарующие работы Хаяо Миядзаки мало кого могут оставить равнодушными. У каждого есть любимые картины из его творчества, которые можно пересматривать бесконечно. Например, лично у меня это «Унесённые призраками».